Отвечая Бароновой, хочу сказать вот что.
1. Мы вот с Машей(правда, там разминулись), были позавчера на выставке актуального российского искусства в Музее ДПИ. Любая работа, представленная там, круче того же Павленского или той же Беаты.
Потому что сама схема «чтобы творить, надо быть нелюдью и делать что-то вымораживающее» мне кажется навязанным стереотипом. Необязательно. А то так мы договоримся и до того, что маньяк, записывающий на видел процесс убийства - тоже художник. Спорный метод, но и про Рифеншталь спорят.
2. Я при этом очень люблю русскую документалку за ее нежность и человечность.
Это и пронзительный «Цвет нации» Парфенова, и цикл о детях-сиротах Погребижской, и даже критично-сентиментальный «Срок» Пивоварова, Костомарова и Расторгуева.
3. С двойными стандартами этики есть две проблемы.
Первая. Я не склонна списывать человеку все и вся с формулировкой «зато творец».
Меня, кстати, с детства отучали давать себе скидку и считать себя хоть немного выше других только потому что у меня лучше память, быстро работает голова, ну а сочинение на вольную тему я напишу с порога и легко. И я не понимаю таких скидок другим. Талант - это не свобода от ответственности, а ответственность.
Есть и самая мерзкая составляющая комитета по этике. Своим принято списывать все. Да, спорно, но и Рифеншталь ругали. Метод, к которому прибегал Сокуров. Герой вообще умер. Наверное. А если и не умер.
В итоге у нас так и получается, что ни искусства, ни этики, потому что важно не что делается, а кто делает и во имя каких взглядов.
То же самое мы видим и со стороны власти, только там вместо Павленского - «Цитадели» размножаются, а Никита Михалков смеет учить кого-то жить, заодно требуя у правительства господдержки на новый ресторанный проект - потому что в проекте же правильная идеология.
3. Забей на всех, кто тебя травил. Однажды всем сестрам дадут по серьгам. Хороший ты была кандидат.
https://www.facebook.com/maria.baronova/posts/1766229406723046