Ведомости пишут о том из Сколково предложили создать госинтегратора на базе их Технопарка [1]. Телеграм каналы уже активно цитируют эту новость, равно как и СМИ.
Мне, честно говоря, много что есть сказать по этому поводу и для этого придётся отойти от жанра сухого изложения новостей.
Многие из тех кто когда-либо работал в системных интеграторах или сталкивался с ними как заказчик/подрядчик и в иных ролях знают о масштабах, скажем так, их неэффективности. Интеграторы почти всегда выступают посредниками между заказчиком и пулом разработчиков / поставщиков оборудования и решений и, чаще всего, снимают основную маржу с контрактов.
При этом результативность этой работы часто столь низкая что тренд госуправления в мире в последние годы в переходе к in-house разработке и прямой контрактации с вендорами оборудования и ПО. По этой причине в конкурсе Пентагона на облачный сервис конкурировали Microsoft, Google и Amazon [2], а не многочисленные интеграторы которых и в США хватает.
По этой же причине в мире появлялись такие in-House команды как Team Digitale, CSIRO Data61, AlphaGov, GDS, 18f, Etalab и многие другие. Все они - это работающие на основе открытого кода и создающие открытый код команды созданные для создания цифровых услуг, платформ, проектов и продуктов вовлекающие разработчиков в создание реальных изменений в государствах.
В общем и целом системные интеграторы с ориентацией на государство уже давно находятся под двойным давлением - от крупных технологических компаний которые продают свои облачные платформы и интеграторы начинаются подстраиваться под эти платформы и под давлением тренда на открытие кода государственных проектов.
Это меняет бизнес модели, часто резко снижает маржинальность бизнеса, сильно усложняет разного рода серые схемы, двойную продажу одного и того же кода и одних и тех же услуг и многое другое.
Как относится к тому что в России хотят создать _единого госинтегратора_? С некоторым скепсисом, поскольку работа интеграторов построена вокруг государственных информационных систем и требует гораздо более системной госполитики по их проектированию, разработке и дальнейшей эксплуатации.
В некоторых ФОИВах и регионах уже давно выстроены свои замкнутые или полузамкнутые экосистемы под определённый технологический стек и которые требуют весьма специфических специалистов для их поддержания и развития.
Бизнес интеграторов всегда строился не на качестве кода или технологических новинках, а на _управлении сложностью_ ИТ проектов. И, хотя и управляют они так себе, но в течение долгого времени у них получалось это лучше чем у государства. По этой же причине и сейчас по большинству государственных информационных систем ключевые компетенции и люди находятся в интеграторах, а не в госзаказчиках.
Но, да, есть тренд на огосударствление, вернее тренд на огоскорпорачивание системной интеграции. Прямые субсидии и контракты с ед. исполнителем с Ростелекомом, НИИ Восход, Ростех и другими игроками рынка государственного происхождения - это всё про госинтеграцию как замену частных интеграторов.
Туда же можно отнести и эту новость о госинтеграторе на базе Сколковского технопарка, туда же можно отнести новость о цифровой платформе госуправления Сбербанка [3] и ряд других, не столь очевидных, но сигнальных новостей об изменении тренда.
Этот тренд - это передел всего государственного ИТ рынка в пользу 4-5 крупных госинтеграторов, находящихся в той или иной близости к центрам принятия решений. В этой "битве якодзун" за бортом, в первую очередь, останутся крупные и средние частные интеграторы которые будут, либо уходить в субпорядные отношения, либо уходить с рынка. Не моментально, это тренд не одного года, но он уже явно заметен.
Это будет происходить быстрее в дотационных субъектах федерации и ФОИВах с малыми ИТ бюджетами, поскольку на них есть инструменты финансово-бюджетного давления. В остальных это будет происходить сложнее, но сценарий не поменяется.