Size: a a a

Чат к каналу @begtin

2019 December 31

NK

ID:0 in Чат к каналу @begtin
1019 субсидий на сумму 319,9 млрд руб. распределили за 2 последних рабочих дня года.

Самые крупные новогодние субсидии получили:

Российский фонд развития информационных технологий - 29,9 млрд руб.
Российский дорожный научно-исследовательский институт - 10 млрд руб.
НИЦ «Курчатовский институт» (получил от НИЦ «Курчатовский институт») - 7,6 млрд руб.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры СПб - 7,1 млрд руб.
Государственный университет Морского и речного флота им. Адмирала С.О. Макарова - 4,9 млрд руб.
Многофункциональный комплекс Министерства финансов РФ - 4,5 млрд руб.
Московский государственный технический университет гражданской авиации - 4,3 млрд руб.

Со всеми субсидиями можно познакомиться на сайте проекта «Госрасходы»: https://spending.gov.ru/subsidies/subsidies_list/
источник
2020 January 01

KP

Kate Potapova in Чат к каналу @begtin
Всем привет и с новым годом! Подскажите пожалуйста, на каких сайтах могут быть наиболее свежие и объективные цифры по получению широкополосного и мобильного доступа к интернету в РФ? На fedstat данные до 2016 г, в остальных сходу найденный источниках большой разброс
источник

IB

Ivan Begtin in Чат к каналу @begtin
Kate Potapova
Всем привет и с новым годом! Подскажите пожалуйста, на каких сайтах могут быть наиболее свежие и объективные цифры по получению широкополосного и мобильного доступа к интернету в РФ? На fedstat данные до 2016 г, в остальных сходу найденный источниках большой разброс
Вот здесь до 2018 года включительно https://www.gks.ru/folder/14478 возможно есть нужный показатель
источник

KP

Kate Potapova in Чат к каналу @begtin
Спасибо большое!!!
источник
2020 January 02

NK

ID:0 in Чат к каналу @begtin
В выдавшиеся немного свободные дни я перечитывал последние материалы по тому как в том что называется цифровой трансформацией в мире меняется.

1. В наиболее развитых странах довольно много G2G проектов. Например, в Австралии есть GovCMS [1] проект на базе Drupal 8 созданный в их Департаменте финансов (аналог Минфина России) и, барабанная дробь, официально предоставляемый за деньги в виде облачного SaaS или PaaS решения.
2. В той же Австралии есть проект по каталогизации всех государственных API api.gov.au [2] где пока собрано 12 API, но также разработан стандарт публикации API, действует сообщество. Правда везде есть свои странности, например этот проект написан полностью на языке программирования Kotlin [3] и выбор для веб-интерфейса + API в сторону Kotlin лично мне непонятен, можно лишь предполагать что разработчикам очень хотелось попробовать новый язык/технологию.
3. В США с апреля 2019 года опубликовали и развивают U.S. Web Design System 2.0 (USWDS 2.0) [4]. Это дизайн система для всех официальных сайтов США, полностью открытая (открытый код, свободные лицензии), весьма проработанная, со множеством примеров. Фактически она резко упрощает жизнь всем разработчикам госсайтов и даёт универсальные шаблоны для разного вида страниц.
4. И снова Австралия. GovTEAMS [5] Система цифровых коммуникаций с преодолением межведомственных барьеров. Проектные команды в ней взаимодействуют как между органами власти так и вовлекают представителей подрядчиков и госучреждений. Как и во многих G2G проектах Австралии, он бесплатен для органов власти федерации, но для органов власти штатов там платные аккаунты. Всё это работает на базе Microsoft Teams, SharePoint и Office 365 apps. Опять же проект Департамента финансов федерального правительства Австралии
5. Единый каталог организаций и иных структур правительства Австралии [6] интересен тем что в нем не только организации из австралийского реестра госорганизаций (AGOR), но и многочисленные структуры не имеющие статуса юридического лица. Это включает разнообразные комитеты, комиссии, советы директоров, а также всех тех персон кто входит в эти структуры. Это одна из немногих известных мне подобных всеобъемлющих инициатив по систематизации устройства органов власти.
6. Я ранее упоминал проект Better Rules в Новой Зеландии, по реорганизации законотворческого процесса [7]. У проекта есть важная особенность, его создатели не пытаются создать _цифровую платформу для законотворчества_. Таких проектов много, начиная с проектов по машиночитаемым законам и продолжая платформами написания законов. Нет, в Better Rules куда как более радикальная идея. Основной тезис в том что положения законов всё равно приходится превращать в код при их принятии, а что если сразу писать код, а потом уже на основе этого кода создавать тексты законов и иных регуляторных документов? Вот это и пытаются решить в Better Rules и, кто знает, может быть и смогут чего-то добиться.
7. Очень похожий проект в Италии по цифровому административному кодексу [8]. Большая часть материалов на итальянском языке, пока мало что доступно, вполне возможно что ещё какие-то результаты и не достигнуты.

Ссылки:
[1] https://govcms.gov.au
[2] https://api.gov.au
[3] https://github.com/apigovau/api-gov-au
[4] https://designsystem.digital.gov/whats-new/updates/2019/04/08/introducing-uswds-2-0/?=dg
[5] https://www.govteams.gov.au
[6] https://www.directory.gov.au
[7] https://discuss.digital.govt.nz/BetterRules/
[8] https://teamdigitale.governo.it/it/projects/cad.htm

#digital #digitalgov #data #api
источник
2020 January 03

VK

Vladislav Kazartsev in Чат к каналу @begtin
источник

IB

Ivan Begtin in Чат к каналу @begtin
Да, там где есть монополии часто одних усилий государства недостаточно
источник

NK

ID:0 in Чат к каналу @begtin
Это заняло какое-то время прочитать документы по НСУДу и я описал свои впечатления в блоге https://begtin.tech/nsud-review/ и дублирую тут

Я добрался таки до документов разработанных в рамках НСУДа (Национальная система управления данными) [1] и, если по началу мне хотелось сделать детальный разбор того что там написано, то по итогам могу лишь сказать что это желание быстро пропало. По той лишь причине что объект/предмет обсуждения отсутствует как явление.

При этом я честно прочитал все документы, даже вернулся к концепции НСУДа утверждённой 3 июня 2019 года [2], перечитал что аналогичного делают в мире и что получается в итоге в России.

Смысловое:
1. Темы открытых данных как не было в концепции НСУДа, так и нет в итоговых документах и материалах. Открытые данные упоминаются только в Концепции создания цифровой аналитической платформы и только в одном из пунктов заключительных положений [3]. Звучит как:
- увеличение доли показателей, раскрываемых в формате открытых данных в рамках платформы;
на странице 45 документа. Однако и это упоминание очень условно потому что увеличение доли показателей с неизвестной доли на неизвестную не даёт уверенности что это вообще произойдёт.
2. НСУД из свода правил превратился странного гибрида-мутанда где, с одной стороны, есть требования к "государственным информационным ресурсам", а с другой стороны по сути эти требования являются приложением к созданию ЕИП НСУД (Федеральная государственная информационная система «Единая информационная платформа национальной системы управления данными»).
3. ЕИП НСУД - это и есть наиболее странная часть всей этой затеи. Во всех документах нет внятного описания что такое НСУД, кроме некоторых сравнений его со СМЭВ3. Но если в СМЭВ можно прокачивать сообщения по условно единой шине, то прокачивать данные через НСУД не только странно, но и формирует немало вопросов по обработке персональных данных, в частности. В принципе, в мире, в крупных и в развитых странах, нет нигде единой системы именно обработки государственных данных. Такое возможно в некоторых городах-государствах, но лишь по причине малого числа систем и их, относительно, простой гармонизации.
4. В документе по систематизации [4], с одной стороны есть упоминания онтологического подхода, а с другой ничего про его практическое воплощение и понимание сложности проблемы. Онтологическое описание данных в RDF/OWL формате - это огромная постоянная работа требующая не только команд онтологов, больших организационных усилий. Причём усилий непрерывных поскольку структуры и виды данных в исходных системах живут по правилам владельцев этих систем и регулярно меняются. Например, в одном только портале госзакупок структуры данных меняются до 6-8 раз в год, и это чаще большие чем точечные изменения.
5. Авторы документов явно не сталкивались в рабочей жизни с реальным качеством данных, поскольку эта тема вообще никак не раскрыта. Ни необходимость проверки, ни практики форматно-логического контроля, ни международные и российские стандарты.
6. Нет даже документа в котором был бы просистематизирован российский и международный опыт. Получается такой "сферический НСУД в вакууме", хотя опыта то много. Очень много и куда более серьёзного чем те результаты НСУДа которые сейчас приходится читать.

Стилистическое:
- документы очень тяжело написаны. В них практически нет ничего про размышления, анализ, объяснения причин, вместо этого там бесконечное число списков. Можно сказать что почти все тексты состоят в основном из списков.
- текстовые формы заполнения паспортов [5] (стр. 22-28), экспертных заключений [6] (стр. 16-17) - это, конечно, кроме как насмешкой над цифровизацией не назвать.
- в случае экспертных заключений сама формулировка "Форма экспертного заключения о проведении экспертизы отказа в предоставлении доступа к государственным данным" является странной. Экспертиза отказа, совершенно новое явление нашей жизни. [6]

Наверняка найдётся ещё что-то, вполне возможно что даже из текущих документов НСУД можно извлечь какую-либо пользу.
источник

NK

ID:0 in Чат к каналу @begtin
Ссылки:
[1] https://digital.ac.gov.ru/materials/methodical-material/
[2] http://government.ru/docs/36940/
[3] https://digital.ac.gov.ru/upload/iblock/354/Концепция создания цифровой аналитической платформы.pdf
[4] https://digital.ac.gov.ru/upload/iblock/56b/Требования по систематизации государственных данных.pdf
[5] https://digital.ac.gov.ru/upload/iblock/a12/Требования по заполнению и ведению паспорта государственного информационного ресурса.pdf
[6] https://digital.ac.gov.ru/upload/iblock/010/Порядок предоставления доступа к государственным данным.pdf

#data #nsud #opendata
источник

VK

Vladislav Kazartsev in Чат к каналу @begtin
ID:
Это заняло какое-то время прочитать документы по НСУДу и я описал свои впечатления в блоге https://begtin.tech/nsud-review/ и дублирую тут

Я добрался таки до документов разработанных в рамках НСУДа (Национальная система управления данными) [1] и, если по началу мне хотелось сделать детальный разбор того что там написано, то по итогам могу лишь сказать что это желание быстро пропало. По той лишь причине что объект/предмет обсуждения отсутствует как явление.

При этом я честно прочитал все документы, даже вернулся к концепции НСУДа утверждённой 3 июня 2019 года [2], перечитал что аналогичного делают в мире и что получается в итоге в России.

Смысловое:
1. Темы открытых данных как не было в концепции НСУДа, так и нет в итоговых документах и материалах. Открытые данные упоминаются только в Концепции создания цифровой аналитической платформы и только в одном из пунктов заключительных положений [3]. Звучит как:
- увеличение доли показателей, раскрываемых в формате открытых данных в рамках платформы;
на странице 45 документа. Однако и это упоминание очень условно потому что увеличение доли показателей с неизвестной доли на неизвестную не даёт уверенности что это вообще произойдёт.
2. НСУД из свода правил превратился странного гибрида-мутанда где, с одной стороны, есть требования к "государственным информационным ресурсам", а с другой стороны по сути эти требования являются приложением к созданию ЕИП НСУД (Федеральная государственная информационная система «Единая информационная платформа национальной системы управления данными»).
3. ЕИП НСУД - это и есть наиболее странная часть всей этой затеи. Во всех документах нет внятного описания что такое НСУД, кроме некоторых сравнений его со СМЭВ3. Но если в СМЭВ можно прокачивать сообщения по условно единой шине, то прокачивать данные через НСУД не только странно, но и формирует немало вопросов по обработке персональных данных, в частности. В принципе, в мире, в крупных и в развитых странах, нет нигде единой системы именно обработки государственных данных. Такое возможно в некоторых городах-государствах, но лишь по причине малого числа систем и их, относительно, простой гармонизации.
4. В документе по систематизации [4], с одной стороны есть упоминания онтологического подхода, а с другой ничего про его практическое воплощение и понимание сложности проблемы. Онтологическое описание данных в RDF/OWL формате - это огромная постоянная работа требующая не только команд онтологов, больших организационных усилий. Причём усилий непрерывных поскольку структуры и виды данных в исходных системах живут по правилам владельцев этих систем и регулярно меняются. Например, в одном только портале госзакупок структуры данных меняются до 6-8 раз в год, и это чаще большие чем точечные изменения.
5. Авторы документов явно не сталкивались в рабочей жизни с реальным качеством данных, поскольку эта тема вообще никак не раскрыта. Ни необходимость проверки, ни практики форматно-логического контроля, ни международные и российские стандарты.
6. Нет даже документа в котором был бы просистематизирован российский и международный опыт. Получается такой "сферический НСУД в вакууме", хотя опыта то много. Очень много и куда более серьёзного чем те результаты НСУДа которые сейчас приходится читать.

Стилистическое:
- документы очень тяжело написаны. В них практически нет ничего про размышления, анализ, объяснения причин, вместо этого там бесконечное число списков. Можно сказать что почти все тексты состоят в основном из списков.
- текстовые формы заполнения паспортов [5] (стр. 22-28), экспертных заключений [6] (стр. 16-17) - это, конечно, кроме как насмешкой над цифровизацией не назвать.
- в случае экспертных заключений сама формулировка "Форма экспертного заключения о проведении экспертизы отказа в предоставлении доступа к государственным данным" является странной. Экспертиза отказа, совершенно новое явление нашей жизни. [6]

Наверняка найдётся ещё что-то, вполне возможно что даже из текущих документов НСУД можно извлечь какую-либо пользу.
Ну, бить лежачего (Носков и АЦ) тоже негоже.

Что может делать журналист, пока бояре не поделили цифровой распил? Пачкать много бумаги
источник

VK

Vladislav Kazartsev in Чат к каналу @begtin
Китайское импортозамещение (привет РосТеху и Сколково):


https://thehackernews.com/2020/01/google-nest-xiaomi-camera.html?m=1
источник
2020 January 04

VK

Vladislav Kazartsev in Чат к каналу @begtin
Сколько чиновников икает этой ночью 😪
источник

VK

Vladislav Kazartsev in Чат к каналу @begtin
🇱🇻 #Латвия открыла реестр юрлиц для бесплатного полного доступа ⚠️ Доступны даже паспортные данные 🎈 http://www.smartlatvia.lv/informacija-o-latvijskih-kompanijah-teper-dostupna-dlja-vseh-i-besplatno/
источник

IB

Ivan Begtin in Чат к каналу @begtin
про паспортные данные ещё не проверил, а вот то что они дают доступ не к просто базам, а ко всем первичным документам - это особенно интересно. Правда не могу найти открытые данные там
источник

NK

ID:0 in Чат к каналу @begtin
В Латвии открыли реестр юридических лиц [1] для общего доступа, теперь искать в реестре довольно просто и удобно и доступны сведения о компаниях, их владельцах и так далее. Об этом подробнее на сайте SmartLatvia [2]. Причём даже декларируется доступность паспортных сведений, но вот тут и есть некоторые оговорки.

На самом деле, этот реестр доступен в 3-х режимах доступа:
1. Общедоступная информация об организации, событиях связанных с ней и персонах аффилированных с организацией. Не требует авторизации или оплаты.
2. Исторические сведения и документы организации доступны после авторизации через одного их провайдеров электронной авторизации. Опять же бесплатно
3. Некоторые документы и личные сведения о персонах можно получить через мотивированный запрос и за деньги.

Формально этот сервис должен был работать с 7 января, но фактически его запустили уже сейчас. Здесь ничего нет про открытые данные, поскольку часть этих данные публикуется уже давно, но не на портале открытых данных Латвии [3], а на специальном разделе реестра организаций [4] где доступны сведения по самим юр лицам, но не по документам и не по владельцам/руководителям. Именно поэтому стоит ждать следующего шага - доступности данных для машинного анализа.

И раз такое дело то напомню о проекте Open Corporates [5] в котором собраны сведения о 170 миллионах юридических лиц по всему миру включая Латвию (в части открытых ранее сведений). Open Corporates существует в форме социального ориентированного бизнеса предоставляющего доступ к поиску по всему реестру юр лиц и предоставляющему за плату доступ к API. Но для некоммерческих организаций и проектов и доступ к API тоже бесплатен.

Ссылки:
[1] https://info.ur.gov.lv
[2] http://www.smartlatvia.lv/informacija-o-latvijskih-kompanijah-teper-dostupna-dlja-vseh-i-besplatno/
[3] https://data.gov.lv
[4] http://dati.ur.gov.lv/
[5] https://opencorporates.com/

#opendata #opengov #latvia #opencorporates
источник

VS

Victor Stepankov in Чат к каналу @begtin
ID:
В выдавшиеся немного свободные дни я перечитывал последние материалы по тому как в том что называется цифровой трансформацией в мире меняется.

1. В наиболее развитых странах довольно много G2G проектов. Например, в Австралии есть GovCMS [1] проект на базе Drupal 8 созданный в их Департаменте финансов (аналог Минфина России) и, барабанная дробь, официально предоставляемый за деньги в виде облачного SaaS или PaaS решения.
2. В той же Австралии есть проект по каталогизации всех государственных API api.gov.au [2] где пока собрано 12 API, но также разработан стандарт публикации API, действует сообщество. Правда везде есть свои странности, например этот проект написан полностью на языке программирования Kotlin [3] и выбор для веб-интерфейса + API в сторону Kotlin лично мне непонятен, можно лишь предполагать что разработчикам очень хотелось попробовать новый язык/технологию.
3. В США с апреля 2019 года опубликовали и развивают U.S. Web Design System 2.0 (USWDS 2.0) [4]. Это дизайн система для всех официальных сайтов США, полностью открытая (открытый код, свободные лицензии), весьма проработанная, со множеством примеров. Фактически она резко упрощает жизнь всем разработчикам госсайтов и даёт универсальные шаблоны для разного вида страниц.
4. И снова Австралия. GovTEAMS [5] Система цифровых коммуникаций с преодолением межведомственных барьеров. Проектные команды в ней взаимодействуют как между органами власти так и вовлекают представителей подрядчиков и госучреждений. Как и во многих G2G проектах Австралии, он бесплатен для органов власти федерации, но для органов власти штатов там платные аккаунты. Всё это работает на базе Microsoft Teams, SharePoint и Office 365 apps. Опять же проект Департамента финансов федерального правительства Австралии
5. Единый каталог организаций и иных структур правительства Австралии [6] интересен тем что в нем не только организации из австралийского реестра госорганизаций (AGOR), но и многочисленные структуры не имеющие статуса юридического лица. Это включает разнообразные комитеты, комиссии, советы директоров, а также всех тех персон кто входит в эти структуры. Это одна из немногих известных мне подобных всеобъемлющих инициатив по систематизации устройства органов власти.
6. Я ранее упоминал проект Better Rules в Новой Зеландии, по реорганизации законотворческого процесса [7]. У проекта есть важная особенность, его создатели не пытаются создать _цифровую платформу для законотворчества_. Таких проектов много, начиная с проектов по машиночитаемым законам и продолжая платформами написания законов. Нет, в Better Rules куда как более радикальная идея. Основной тезис в том что положения законов всё равно приходится превращать в код при их принятии, а что если сразу писать код, а потом уже на основе этого кода создавать тексты законов и иных регуляторных документов? Вот это и пытаются решить в Better Rules и, кто знает, может быть и смогут чего-то добиться.
7. Очень похожий проект в Италии по цифровому административному кодексу [8]. Большая часть материалов на итальянском языке, пока мало что доступно, вполне возможно что ещё какие-то результаты и не достигнуты.

Ссылки:
[1] https://govcms.gov.au
[2] https://api.gov.au
[3] https://github.com/apigovau/api-gov-au
[4] https://designsystem.digital.gov/whats-new/updates/2019/04/08/introducing-uswds-2-0/?=dg
[5] https://www.govteams.gov.au
[6] https://www.directory.gov.au
[7] https://discuss.digital.govt.nz/BetterRules/
[8] https://teamdigitale.governo.it/it/projects/cad.htm

#digital #digitalgov #data #api
По пункту 1.
Как специалист по Drupal, могу заявить, что он вообще популярен для государственных сайтов, наблюдается это вне ареалов распространения битрикса.
Есть даже списочек https://groups.drupal.org/government-sites

И даже у нас хватает https://groups.drupal.org/government-sites#Russia, но у наших не хватает культуры для обслуживания.

По пункту 2.
Это вполне ок, Котлин сложно назвать новым языком, а так как он брат или даже сын java, то можно ожидать, что станет "промышленным" стандартом
источник

G

Gip24 in Чат к каналу @begtin
- С этого обновления Telegram становится первым приложением для обмена сообщениями, которое позволяет вам самостоятельно проверить, что код на GitHub является тем же самым кодом, который был использован для создания приложения, загруженного из App Store или Google Play.

https://telegram.org/blog/verifiable-apps-and-more
источник
2020 January 05

G

Gip24 in Чат к каналу @begtin
Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных

- Платформа будет одним из элементов национальной системы управления данными и представляет собой совокупность средств правового, методологического и информационно-технологического обеспечения, с использованием которых осуществляется непрерывная автоматизация процессов сбора, хранения, обработки и распространения статистической информации.

http://static.government.ru/media/files/4YejV8mvcCSeGWTg2kXprmthtNbWyfrU.pdf
источник

G

Gip24 in Чат к каналу @begtin
-  «В настоящее время в правительство внесено два законопроекта, ожидается еще порядка шести»,
...будет восемь законов, которые заменят около 40 законов. Количество сократится, а качество должно быть улучшено, отметил сенатор.

«Задача такая – с 1 января 2021 года все законодательство в сфере контроля и надзора должно быть аннулировано и вместо него должно вступить новое», - отметил Тимченко.

https://vmeste-rf.tv/programs/205/vyacheslav-timchenko-the-outcome-of-the-council-committee-on-rules-and-organization-of-parliamentary/
источник
2020 January 06

G

Gip24 in Чат к каналу @begtin
Подскажите - как найти скан контракта?

https://spending.gov.ru/goscontracts/contracts/57706228218190011330000/
источник