Главный музыкальный жанр в современной России — альбом-трибьют. В посвящениях Цою запутались уже и знатоки, ещё под колёса попадали «Аквариум», «Машина времени», «ГрОБ» и «Мумий Тролль», некоторые даже не по разу.
Не остались нетронутыми и поэты: кто-то вспомнит, например, «200 по встречной» на стихи Лермонтова. Теперь на очереди —
Мандельштам. Снова два десятка артистов по-своему апроприируют стихи Осипа Эмильевича («Эта ночь непоправима» в исполнении Shortparis неотличима сразу от всех песен Shortparis, и не уверен, что это хорошо), Лагутенко хрипит «Раковину» под истерические синтезаторные запилы, IOWA превращает стихи в обаятельный танцевальный ретропоп, Агутин — в ресторанную версию Стинга. Всё это немного странно (как и в любом трибьюте), но попытка кажется самой осмысленной из возможных — и уж точно самой интересной.
Самое классное — что альбом оказался не чисто русскоязычным. Ещё в трибьюте Лермонтову звучал китайский, но это была скорее шутка, а «Сохрани мою речь навсегда» начинается с украинского (Алина Паш), продолжается грузинским (Мгзавреби) и литовским (Алина Орлова) — и всё это максимально органично и естественно. Пока государство грезит об имперском (русском ли, советском ли) прошлом, попутно насмерть ссорясь с ближайшими соседями, реальные, простите за выражение, деятели культуры берут в этом прошлом одну хорошую вещь — многоголосие, пёстрое и чудесное.
Как будто этого альбома недостаточно, некоторые музыканты выступают ещё и с сольными приветами Мандельштаму: вот «Яуза» поёт «
Из табора улицы тёмной» (на альбоме Либерова и ко её же взяли OQJAV) и грозится скоро выпустить ещё три кавера.
Понятно, что это не последние поэтические каверы, которые мы услышим. С ужасом жду, что кто-нибудь решит в 2023 записать рэп-трибьют Маяковскому; с надеждой мечтаю о том, что кто-то положит на стихи Николая Олейникова (Вадик Королёв, я знаю, что ты его тоже
любишь!). Главное — помните, что не все поэты это любят, а Бродский однажды разбил голову человеку, который пел его стихи, его собственной гитарой. В общем, берегитесь живых поэтов и держите себя.в руках.