Книга «Торговцы вниманием» писателя, активиста, профессора Колумбийского университета Тима Ву.
Ву подвергает разбору индустрию, монополизировавшую наше внимание. Все началось в Первую мировую войну, в начале которой Британия смогла мобилизовать 700 тысяч человек — существенно меньше, чем Германия с 4,5 миллионами мобилизованных. Британское правительство напечатало 50 миллионов больших, ярких рекламных плакатов, развесив их в магазинах, домах и трамваях по всей стране. Оно проводило парады и митинги. Оборудованные кинопроекторами фургоны колесили по городам страны, показывая повсюду патриотические фильмы. И это сработало: спонсируемый государством беспрецедентный эксперимент подтолкнул миллионы молодых людей отправиться на бессмысленную бойню, чтобы найти там свою смерть.
Этот момент был поворотным в том, что Тим Ву называет «индустриализацией привлечения человеческого внимания». Огромный успех британской пропагандистской кампании показал всю «силу массового внимания» и преподнес корпорациям важный урок. Если правительства могут убедить людей задыхаться от отравляющих газов в чужой стране, то частный сектор вполне может использовать те же технологии для рекламы своей продукции. Тогда и родилась современная рекламная индустрия.
Ву признает, что изобретение радио, телевидения и интернета создало невероятный потенциал для привлечения внимания. Но тот факт, что новые инструменты позволяют достичь большего числа людей, вовсе не гарантирует того, что люди будут уделять им свое внимание. Согласно метафоре автора, компании сначала должны были вырастить внимание и лишь затем собрать его урожай. Иногда для этого им приходится изобретать совершенно новые культурные формы, как, например, сериалы или реалити-шоу. Компании придумывают новые способы привлечь наше внимание, а затем продают это внимание другим компаниям. И бесконечные часы, проведенные людьми в Google, Twitter и Facebook, увеличивают количество внимания, которое можно перепродать.
Индустрия внимания способна успешно интегрировать тех, кто протестует против нее. Google и Facebook были созданы людьми, ненавидевшими онлайн-рекламу. И они создали нечто получше: рекламу, которой легче попасть в ваше поле зрения, и которая обращается непосредственно к вашим потребностям и интересам.
Индустрия внимания угрожает человечеству. Она делает это, угнетая «хорошее внимание» и стимулируя «плохое внимание». Хорошее внимание — это глубокое, осознанное и продолжительное внимание, характерное, например, для чтения книги. Плохое внимание – быстрое, поверхностное и часто спровоцированное раздражителями извне.
https://www.theguardian.com/books/2016/dec/26/the-attention-merchants-tim-wu-review