Size: a a a

Илья Сидоренко

2018 December 20
Илья Сидоренко
Негативный сценарий

Проектируя интерфейс, дизайнер должен задумываться, каким образом поведет себя система, если что-то пойдет не так. А такое обязательно случится, поэтому лучше к этому подготовиться заранее.

Что произойдет, если пропадет соединение?
Что вы предложите пользователю, если оплата не пройдет?
Что, если пользователь введет некорректную информацию?

Заранее продумайте все возможные варианты развития событий и постарайтесь придумать универсальное решение, так как, решая каждую потенциальную проблему по отдельности, ваш интерфейс обрастет никому ненужной логикой.

Самое печальное, что вы даже этого не заметите, так как по факту будете делать полезную работу. Но без понимания общей картины, подобные изменения могут сильно усложнить продукт.
источник
2018 December 25
Илья Сидоренко
Персонализация

Суть персонализации – предоставить пользователю актуальную информацию или функционал.

Сегодня существует множество способов узнать о пользователе больше. Некоторые данные он предоставляет сам (личная информация в профиле), другие можно получить из открытых источников (страницы соцсетей) или анализируя его действия внутри вашего сервиса (покупки, оценки, лайки).

Медиасервисы могут фильтровать публикации под предпочтения конкретного пользователя, анализируя понравившиеся материалы. Таким образом работают ленты соцсетей, поднимая вверх публикации, которые с наибольшей вероятностью понравятся вам.

Финансовые сервисы могут анализировать прошлые действия пользователя и предлагать их на главном экране. Например, если вы часто переводите деньги другу, то эту операцию можно упростить до нажатия одной кнопки “Перевести 1000 рублей Диме на карту”.

Amazon анализирует огромные объемы информации, чтобы рекомендовать товары, которые покупают похожие на вас пользователи. Мало того, Amazon может прогнозировать, какие товары и через какой период вы захотите купить.

Анализ больших данных – очень эффективный инструмент. Подумайте, каким образом вы можете использовать его в вашем проекте.
источник
2018 December 27
Илья Сидоренко
Уведомления

Уведомления могут вызывать разную реакцию. В некоторых случаях они сообщают о важных событиях. Например, о встрече или приезде такси. В других могут сильно отвлекать, например, когда на каждый лайк посылается отдельное push-уведомление.

Если вы будете присылать уведомление по каждому событию, то одно важное может затеряться среди остальных. При этом, пользователь будет винить в утере себя, когда как виноват в этом дизайнер.

В описании уведомления сообщайте две вещи: что именно произошло и с каким объектом. Таким образом, пользователь сразу поймет в чем дело и ему не придется проваливаться внутрь, чтобы узнать подробности.

Самый простой пример:
Объект: “Заказ 3048 (Книги на 1240₽)”
Событие: “Собран и отправлен курьером”

Чтобы пояснить причину уведомления, вы можете выделить его цветом. Зеленым, если все прошло успешно. Красным, если возникла проблема.

Если событие простое, добавьте в уведомление кнопки действий. Таким образом поступает Facebook и ВКонтакте, когда из попапа сразу же предлагают принять заявку в друзья.

Уведомления могут быть нескольких типов:

Контекстные. Например, напоминание о скором событии в календаре. Или о специальных предложениях в торговом центре, в который вы только что вошли.

Системные. Необходимость обновить приложение, прочитать правила или изучить новый функционал.

Действие. Уведомления, требующие действия, – это заявка в друзья, приглашение на встречу или предложение оценить поездку.
источник
2018 December 29
Илья Сидоренко
Новогоднее письмо автора

Чтобы вырваться из будничной рутины, Билл Гейтс ежегодно выделяет неделю на чтение и размышления. Схожая неделя предстоит и нам, поэтому во время праздников отвлекать разговорами о дизайне я вас не буду.

До встречи в январе, друзья!
С наступающим 🎄

Искренне ваш
@iskros
источник
2019 January 10
Илья Сидоренко
Заложник ТЗ

В начале работы над новым проектом нужно ТЗ, от которого вы сможете отталкиваться при проектировании. Но в процессе проработки сценариев вы можете обнаружить, что в ТЗ не хватает важных для продукта функций, а некоторые неважные будут включены.

В этот момент проявляется зрелость компании. Вы можете реализовать изначальное видение и, по факту, будете правы. Но хороший продуктовый дизайнер обязан указать на ошибки и аргументированно презентовать свою точку зрения.

Благодаря этому, значимость дизайна (и дизайнера) в компании возрастает, и в дальнейшим ваше мнение станет ключевым при внедрении новых функций. Таким образом, вы показываете, что хороший дизайн – хорошо для бизнеса.
источник
2019 January 15
Илья Сидоренко
Усредненный пользователь

Сегодня нам известно много информации о пользователях, и некоторые теряются в ее объеме, не отличая ключевую информацию от второстепенной. Это может привести к тому, что попытавшись выявить схожие характеристики, вы соберете усредненного пользователя, который не будет соответствовать ни одному из реальных.

Поэтому, вместо того, чтобы анализировать все доступные данные, сфокусируйтесь на ключевых вещах – методах взаимодействия человека с интерфейсом.

С какой целью пользователи используют ваш сервис?
В каком контексте?
И с каких устройств?

Ответы на эти вопросы скажут вам намного больше, чем данные об образовании, доходе и семейном положении.
источник
2019 January 17
Илья Сидоренко
Разные ЦА

Хороший дизайнер проектирует под определенную аудиторию, но даже держа в голове цели, задачи и контекст использования продукта, он может допустить ошибку.

Нужно помнить, что покупатель и пользователь продукта могут быть разными людьми (особенно в B2B сфере). Например, решение о покупке CRM-системы принимает руководитель, а используют ее менеджеры. Поэтому, дизайнеру всегда нужно учитывать разные аудитории. В нашем примере – проектировать сайт, опираясь на цели руководителя, а в сервисе решать задачи менеджеров.

Схожая задача стоит перед многими крупными сервисами (Airbnb, Uber, Upwork, …). Например, половина бизнеса Airbnb должна ориентироваться на хозяев помещений, а другая на путешественников. И под каждую аудиторию нужно подбирать отдельные показатели и аргументы.
источник
2019 January 22
Илья Сидоренко
Быстрая структура сайта

Дизайнер продукта редко занимается сайтом, будучи занятым улучшением ключевых сценариев. Обычно это происходит при запуске проекта, добавлении функционала или обновлении визуального стиля.

Придя в текущий проект, я неосознанно сформировал простой метод, который позволяет быстро спроектировать структуру сайта.

Метод таков:
1. Найдите 10+ сайтов ваших конкурентов
2. Выпишите сущности, из которых состоят эти сайты (например: слоган + регистрация, преимущества, отзывы, ...)
3. Отберите те сущности, которые подходят вашему бизнесу

В итоге у вас получится список сущностей, на основе которых вы можете быстро спроектировать структуру сайта, доработав логику под ваш тип бизнеса.

P.S. Плюс этого подхода еще в том, что, изучая сущности сайтов, вы глубже погрузитесь в выбранную сферу.
источник
2019 January 25
Илья Сидоренко
Фундамент продукта

Предприниматель хочет, чтобы его бизнес отличался от конкурентов, поэтому он генерирует идеи для новых функций, забывая, что главным отличием продукта может стать хороший дизайн.

Новые идеи – это хорошо, но они отвлекают команду от улучшения ключевых сценариев, на которых и строится бизнес. Это замедляет разработку и усложняет продукт.

Поэтому, дизайнеру продукта требуется не только хорошо выполнять поставленные задачи, но и определять, какие задачи ему нужно выполнять на каждой стадии развития проекта.

Начните с идеального выполнения ключевого сценария, который приносит бизнесу деньги. Слушайте обратную связь, изучайте аналитику, улучшайте продукт и только после этого добавляйте новый функционал.

Сперва вы должны стать очень хороши в малом (обрести фундамент), чтобы не провалиться, когда ваш продукт станет большим.
источник
2019 January 30
Илья Сидоренко
Карьерные барьеры

Одни дизайнеры развиваются быстро, другие движутся медленно. Причиной этому могут быть не только способности, но и объективные препятствия, которые не дают дизайнеру раскрыть свой потенциал.

Проанализировав истории успехов и неудач, я выделил 4 барьера, которые мешают дизайнеру выйти на новый, в том числе международный, уровень.

Барьер 1. Отсутствие значимых проектов

Молодому дизайнеру могут попросту не доверять значимые проекты, из-за чего его уровень не будет расти, поскольку любое развитие требует решения сложных задач.

Выход из этой ситуации один – поставить себе масштабные задачи самостоятельно. Займитесь личным проектом, который полностью раскроет ваш потенциал. Этот способ открыл дорогу многим ныне успешным дизайнерам.

Барьер 2. Интроверсия и закрытость

Многие интересные инициативы приходят благодаря контактам. Я говорю не о блате, а полезных знакомствах, которые связывают потребности одного человека (или компании) с возможностями другого.

Чтобы развить свой круг общения регулярно посещайте отраслевые мероприятия, подпишитесь на лидеров отрасли, делитесь опытом и не стесняйтесь задавать вопросы.

Барьер 3. Слепое копирование чужих работ

Копирование помогает начинающему дизайнеру обучиться основным принципам и паттернам, но, достигнув определенного уровня, копирование может навредить, потому что вместо того, чтобы думать, дизайнер будете слепо полагаться на чужие решения.

Разные задачи требуют разных решений, поэтому, прежде, чем приступить к исследованию, хорошо подумайте в чем состоит ваша задача и какие успешные сервисы с ними уже сталкивались. Именно их дизайн-решения будут для вас наиболее ценными.

Барьер 4. Лень

Практически все современные сервисы, которые мы используем, были созданы людьми, которые не умнее нас, а лишь чуточку опытнее. Поработав внутри больших компаний, вы это отчетливо понимаете.

Поэтому не пренебрегайте практикой и в моменты потери мотивации вспоминайте, зачем вы каждый день садитесь за рабочий стол. Определите свое "зачем", посмотрите на себя объективно и становитесь ежедневно лучше на 1%. В рамках одного дня вы не почувствуете изменений, но через год вы станете специалистом совсем другого уровня.

Чего я вам и желаю.
источник
2019 February 05
Илья Сидоренко
Как найти или создать нишу

Разные направления требуют разных навыков. Хватаясь за новые проекты, дизайнер не дает себе возможность набраться эрудиции в одной сфере, поэтому овладевает навыками лишь поверхностно.

Дизайнер будет ежедневно вкладывать все силы в работу, чтобы стать чуточку лучше своих конкурентов, вместо того, чтобы сделать шаг в сторону и занять нишу, где он будет лучшим.

У дизайнера есть множество способов выделиться среди других. Вот несколько из них:

Стиль. Ваши работы могут быть минималистичными или наоборот насыщенными комбинацией различных цветов. У вас может быть своя палитра, фирменный цвет или шрифт.

Цена. Вы можете сфокусироваться на премиальных заказах или снизить стоимость, сделав ставку на скорость.

Тема. Вы можете работать в одной сфере, например, фитнеса, создавая сервисы для здорового образа жизни. Плюс этого подхода в том, что вы можете выбрать любимую тему.

География. Вы можете сделать фокус на клиентах из определенных регионов.

Процесс. Вы можете глубоко погружаться в каждый проект, проводя аналитику и тщательное исследование, или использовать готовые наработки, в несколько раз ускоряя работу.
источник
2019 February 08
Илья Сидоренко
Как передать задачу разработчику

Одна из самых важных задач продуктового дизайнера  – это передача своих идей в разработку. Чтобы этот процесс проходил эффективно и не нарушал культуру, я выработал для себя несколько правил.

1. Объяснить не только, что нужно делать, но и почему эта задача важна для бизнеса. Благодаря этому, разработчик понимает значимость своей работы.

2. Спросить мнение по поводу предлагаемого дизайн-решения. Разработчик понимает, какие компоненты и технологии ему доступны, поэтому может предложить более эффективный способ решения задачи. (Стоит отметить, что чем лучше дизайнер понимает технологии, тем более эффективные продуктовые решения он предлагает).

3. Уточнить, все ли необходимые элементы вы передали в разработку. Лучше потратить больше времени на продумывание деталей вашего дизайн-решения, чем, после его реализации, исправлять недочеты, вынужденно возникшие из-за импровизации разработчика.

Мне сложно представить хороший продукт без налаженного взаимодействия дизайна и разработки. Конфликты между двумя направлениями чаще всего возникают из-за отсутствия искреннего желания вникнуть в работу коллег.

Иногда нужно уступить, если реализация требует слишком много времени. Иногда нужно настоять, когда вы на 100% уверены в необходимости данного решения и можете аргументированно это доказать.

В этом случае, члены команды понимают, что продуктовые решения принимаются не на основе случайного вдохновения, а на основе логики, которая учитывает удобство (пользователи), реализуемость (разработка) и выгоду (бизнес).
источник
2019 February 12
Илья Сидоренко
Добавление функционала

Основная работа продуктового дизайнера – повышать удобство использования сервиса. Улучшать – это вносить изменения и внедрять новый функционал, ориентируясь на обратную связь пользователей и аналитику.

Обычно, когда передо мной стоит задача добавить новые функции, я думаю каким образом можно это сделать, используя текущие компоненты и не внося большие изменения в интерфейс. Это экономит время не только на проектирование, но и на реализацию.

Но недавно мне пришла идея думать не каким образом можно улучшить существующее решение, а как бы оно работало, если бы я создавал его сегодня с нуля, зная все то, чему я научился за месяцы работы.

Этот вопрос помогает посмотреть на продукт по-новому и, возможно, переосмыслить некоторые его детали.
источник
2019 February 14
Илья Сидоренко
С чего начать

"Как найти первых клиентов?" — это один из самых популярных вопросов, которые мне задают начинающие дизайнеры. И этот вопрос абсолютно логичен, ведь он заботил и меня, когда я только начинал свой профессиональный путь.

Если бы передо мной сегодня стояла задача сделать первые шаги в дизайне, мой план был бы таков:

Я бы выбрал определенную сферу (сервисы, сайты, приложения, анимация, моушн, графика) и поставил себе задачу каждую неделю публиковать по одному проекту в портфолио на протяжении, как минимум, трех месяцев. И выполнял бы этот план, несмотря на отсутствие одобрений, наличие негатива и троллинга, спады мотивации, плохой гороскоп и новые серии любимого сериала.

Я бы изучал работы других дизайнеров и пытался их скопировать. Я бы представил проект моей мечты и попытался бы его реализовать. Я бы подумал, каким образом можно улучшить сервисы, которые я использую сам.

Другими словами, я бы ежедневно оттачивал свое мастерство несмотря ни на что.
источник
2019 February 19
Илья Сидоренко
Даже хорошую идею легко убить

Помню, как в начале карьеры, презентуя дизайн-решение, меня было легко смутить, задав простой вопрос, например, почему какой-то элемент именно такой. Тогда я пытался аргументированно ответить на вопрос из-за чего возникал бессмысленный диалог, который влиял на восприятие всей работы.

Лишь с опытом я понял, что вопросы, не касающиеся основной темы нужно игнорировать. Например, сказав: “Это лишь детали, поэтому давайте обсудим основные вещи, которые влияют на бизнес, а в конце вернемся к вашему вопросу”.

Как ни странно, этот ответ избавляет вас от бесполезной беседы и представляет в виде профессионала, который заботится о бизнесе клиента, а не своем эго.
источник
2019 February 21
Илья Сидоренко
Как бы это работало, если бы это было просто?

Я регулярно задаю себе этот вопрос. Он помогает мне отвлечься от существующих шаблонов и придумать решение, соответствующее текущей задаче.

На старте карьеры я, как и многие, первым делом бежал на дизайнерские ресурсы в поисках “вдохновения” и пытался найти решение, которое можно применить к моей задаче. Хотя на самом деле, я не искал вдохновение, а лишь пытался поменьше напрягать свой мозг.

Скопировать чужое решение заманчиво, но не нужно забывать, что любой паттерн может хорошо работать в одном случае и абсолютно не работать в другом. Да и кем вы станете, лишь подражая чужим работам? Ведь хорошего дизайнера всегда отличает умение мыслить.

Полезно перенимать чужой опыт, просматривая концепты и работающие сервисы, но при столкновении с новой задачей не нужно забывать включать голову, задавая себе вопрос:

Как бы это работало, если бы это было просто?
источник
2019 February 27
Илья Сидоренко
Модель крючка

Перечитал книгу "На крючке" (Hooked) и собрал ее ключевые идеи в одном материале. В книге рассказывается о том, как сформировать у человека привычку использовать продукт или сервис. Авторы называют это моделью крючка, которая состоит из четырех этапов:

1. Триггер
2. Действие
3. Вознаграждение
4. Инвестиция

Рассмотрим их подробнее.

1. Триггер

Триггеры бывают внутренними и внешними.

Внешние триггеры – это раздражители, которые содержат в себе призыв к действию. Самый простой пример – push-уведомление, которое просит оценить поездку в такси или ответить на сообщение.

Внутренние триггеры тесно связаны с мыслями и чувствами людей. Например, скука может выступать триггером к открытию фейсбука. Подобные ассоциации возникают лишь после многочисленных повторений череды действий. Поэтому, чем больше человек использует продукт, тем сильнее привычка.

2. Действие

Чтобы триггер переходил в действие, авторы советуют придерживаться правила "легче сделать, чем подумать". В этом хорошо продвинулись соцсети. Нам проще кликнуть на вкладку уведомлений, чем подумать, насколько это важно в данный момент.

Авторы предлагают три мотиватора, которые повышают вероятность совершения действия:
- получить удовольствие или избежать боли
- получить надежду или избежать страха
- получить социальное признание или избежать социального неприятия

3. Вознаграждение

Цель вознаграждения – удовлетворять потребности людей и побуждать их снова пользоваться продуктом. В книге предлагается три типа вознаграждений.

Вознаграждение племени – стремление к социальному одобрению. К нему относятся лайки, оценки и статусы. Например, Medium называет меня топ-автором в теме "дизайн", из-за чего у меня возникает мотивация поддерживать этот статус. (Чертовы манипуляторы).

Вознаграждение добычей – стремление к обладанию материальными ресурсами (казино, биржи) или информацией (соцсети, новости).

Внутреннее вознаграждение – стремление к внутреннему удовлетворению от собственного мастерства или завершения какого-либо дела. Например, прохождение компьютерной игры или образовательного курса.

4. Инвестиция

Чем больше действий совершает пользователь, тем сильнее привычка. Добавив первую фотографию в инстаграм, вы с большей вероятностью станете его постоянным пользователем. Это произойдет по двум причинам: вы вложите в сервис частичку личной информации и лучше поймете, как работает сервис (пройдете сценарий и сделаете первый шаг к созданию привычки).

Этика

Во время чтения, у меня возникали вопросы этичности приведенной модели. Но чуть позже я понял, что модель крючка можно использовать и на благо. Например, создавая сервисы, которые прививают людям привычку к самообразованию или спорту. Поэтому этичность описанных методов зависит от области применения.
источник
2019 March 05
Илья Сидоренко
Гарнитура истины

В книге "Теперь вы это видите" рассказывается об интересном эксперименте, целью которого было выяснить, каким образом шрифты влияют на восприятие информации.

Читателю предлагалось прочитать два текста: про вероятность столкновения астероида с Землей и безопасность современного мира. Затем читателя просили согласиться или не согласиться с истинностью приведенных утверждений и указать уровень уверенности. По результату можно было определить, сколько читателей оптимисты, а сколько пессимисты.

Но это был трюк. На самом деле, тестировался не текст и не тип читателя, а воздействие шрифтов на восприятие информации.

Участники эксперимента прочли отрывок одной из шести гарнитур: Baskerville, Computer Modern, Georgia, Helvetica, Comic Sans и Trebuchet. Не удивительно, что тексту, написанному Comic Sans люди доверяли меньше всего. А что насчет самой доверительной гарнитуры? Да, такая есть. Результат эксперимента показал, что это Baskerville.

Прочитав это эссе, я вспомнил, как от качества верстки статьи меняется восприятие информации. Оказалось, что это не профессиональный дефект дизайнера, а особенность каждого человека, которую можно использовать в разных целях.
источник
2019 March 07
Илья Сидоренко
Вы – это не ваша идея

Частая проблема многих обсуждений – это борьба эго и авторитетов, а не аргументированное отстаивание идей. Все идет от культуры компании. Если люди заботятся об общем благо, им важно выбрать лучшую идею. Если люди заботятся лишь о себе, им нужно отстоять свою.

Чтобы избежать последнего, я стараюсь придерживаться следующего правила.

Даже будучи уверенным в своей правоте, я допускаю, что идея коллеги верная и пытаюсь найти тому подтверждение. Потому что лучший способ подтвердить свою идею – попытаться найти ей опровержение.
источник
2019 March 13
Илья Сидоренко
Вопросы для интервью с пользователем

Интервью помогает лучше узнать пользователей и подтвердить или опровергнуть гипотезы. Вот несколько принципов, которые формируют полезный диалог.

Вопросы должны быть открытыми, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Хорошо, когда человек приводит конкретные примеры из рабочего опыта. Можете специально об этом спросить.

Несколько универсальных вопросов:
- Какой рабочий день можете считать успешным? Какой неудачным?
- Что самое важное в работе?
- На какую деятельность уходит много времени?
- Какая информация помогает принимать решения?
- Какие проблемы возникают в работе? Как с ними справляетесь?
- Какие похожие сервисы вы использовали? Что в них удобно и не удобно?

Помимо общих вопросов, в вашей сфере могут быть специализированные. Например, для водителей грузовых машин я подготовил вопросы про навигацию на трассе, отдых и развлечения в дороге.

Хорошо, когда вы работаете вдвоем. Один человек может задавать вопросы, а другой делать записи.

Прежде чем готовить опросник, определитесь с тем, что нужно узнать. Благодаря этому, даже забыв вопросы, вы не потеряетесь в беседе.

Если вы усядетесь напротив человека с вопросами на листе A4, как Владимир Познер, или с открытыми заметками, как Дудь, человек почувствует себя неуютно.

Ваша цель – не разоблачить политика и не выяснить сколько зарабатывает Михалков. Вам нужно построить комфортный диалог и узнать побольше информации о работе пользователя.
источник