По этому поводу я дал комментарии для Делового Петербурга, привожу свой текст (что будет после редакции -не знаю):
1. Как вы оцените подобный проект? Насколько целесообразно строительство таких туннелей?
Я скептически отношусь к подобным проектам, поскольку они с первого взгляда кажутся инновационными и полезными, но на деле – просто очередная попытка вариации тех технологий, которые были изобретены и оптимизированы много лет назад. Такие проекты не решают транспортных проблем, а только создают медийный шум и привлекают инвестиции от людей, которые плохо разбираются в транспорте.
Судя по описанию, тоннель Илона Маска, - это что-то вроде частного подземного хода, но для машин. Чтобы проехать по нему, автомобиль должен быть оснащен специальным оборудованием. Судя по всему, диаметр тоннеля таков, что в него поместится далеко не каждый автомобиль. То, что доступ в этот тоннель осуществляется с помощью лифта, и прочие особенности сооружения - подсказывают, что пропускная способность сооружения очень небольшая, то есть если и можно это рассматривать как транспортную систему, то она может быть доступна только для ее собственников и небольшого количества их клиентов. Занимать подземное пространство такими сооружениями – очень нерационально. Если же мы захотим сделать пропускную способность больше за счет увеличения параметров, то мы получим обыкновенный подземный автобан, какие в США строили еще в 30-е годы 20-го века. В тоже время, тоннель небольшого диаметра может работать намного эффективнее, если по нему пустить поезд, вмещающий сотни людей. Но тогда получится уже самое обыкновенное метро. Возможно, этот проект имело бы смысл развивать именно как некое высокотехнологичное, компактное, автоматическое модульное метро, но почему-то пока он развивается как подземный транспортер для очень ограниченного количества обычных личных автомобилей. Это очень странно. Предполагаю, что цель проекта – просто продемонстрировать возможности компании Илона Маска, рекламная акция, по сути. Возможно, кто-то заинтересуется его технологией строительства тоннелей. Но как новую транспортную технологию я бы это пока не рассматривал вовсе.
2. Насколько технически осуществима идея "метро для машин" в России?
Технически такие проекты осуществимы, как я уже упомянул, все необходимые технологии уже изобретены столетие назад, и в России тоже тоннелестроение вполне развито. Но с практической точки зрения не вижу в этом особого смысла в таком виде, как это представлено сейчас.
3. Имеет ли она смысл с учетом существующих и запланированных линий метрополитена?
Я бы не стал сейчас это как-то увязывать с развитием метрополитена. Метрополитен – это общественный транспорт, перевозящий за день своей работы миллионы людей. Одна только кольцевая линия Московского метро пропускает 4 млн. пассажиров в день. Если прикинуть время, необходимое на подъем и опускание машин в лифтах, один тоннель Илона Маска едва ли сможет пропустить в одну сторону более 200-250 автомобилей за сутки при круглосуточной работе. Если один тоннель будет работать в обе стороны, пропускная способность будет еще меньше. Тут просто не о чем говорить, с метрополитеном это в транспортном смысле не может быть связано никак.
Однако, если представить, что частные компании начнут активно строить такие тоннели для своих нужд, мы можем получить серьезные проблемы из-за того что подземное пространство будет занято, и метрополитен, как и другие важные подземные коммуникации, развивать будет негде. Этого нельзя допустить.
#мосты_и_тоннели