Орешкин опять нагнетает, предупреждая
о почти неизбежном кризисе и рецессии из-за лопнувшего пузыря в сегменте необеспеченного кредитования. Если поверить расчетам МЭР, то в 2021 г. есть большая вероятность того, что заемщики не смогут перекредитоваться и перестанут платить банкам, которые вынуждены будут ограничить выдачу новых займов. Все это будет стоить экономике около 3%.
Прогнозы МЭР сложно назвать точными, да и то, как Орешкин взялся за эту тему, тщательно спихивая на ЦБ ответственность за возможный будущий кризис уже сейчас, выглядит как минимум странно. Да, проблема закредитованности существует, о ней говорят уже очень давно, но почему-то Орешкин вспомнил о ней только сейчас.
Отношение размера потребительских кредитов на душу населения к месячной зарплате достигло максимума в 170% еще в 2013 г., но при растущей экономике это никого особо не волновало, как и показатель в 133% в 2015 г., который, после сильного падения, мы вновь получили по итогам 2018 г.
Вообще ЦБ сложно обвинять в том, что он ничего не предпринимал для ограничения необеспеченного кредитования, поскольку были использованы различные меры, включая повышение коэффициентов риска по таким типам кредитов, но эффекта от этого не было. Лимит на долговую нагрузку – это уже радикальная мера, поэтому сразу ее использовать не было никого смысла, и ЦБ к ней переходит с 1 октября. Заслуги Орешкина, как бы он не пыжился, в этом нет никакой, регулятор знал и занимался проблемой задолго до того, как в МЭР решили подсчитать последствия ситуации, в которой россияне обеспечивают потребление за счет кредитных ресурсов. И что-то не спешит он посыпать голову пеплом, не говорит, что это произошло из-за практически безостановочного падения доходов населения с 2014 г., а ведь эта проблема находится в ведении Минэкономразвития.
Давайте вспомним последние пару лет, когда Орешкин гнал бесконечный позитив на фоне постоянно ухудшающихся показателей, вообще не парясь о трансляции реальной картины. А сейчас он беспокоится об ударе по конечному спросу. А повышение НДС – это не удар по конечному спросу? Совокупное падение доходов на 8,3% по новой методике (и почти 11% по старой) – это не удар по конечному спросу? То, что предпринимателям проще продать бизнес, чем дальше его тянуть – это тоже не удар? Отсутствие инвестиций и почти полное прекращение создания новых рабочих мест? Где вы были раньше г-н Орешкин?
Более того, кредитование уже замедляется в последние месяцы, так что в панике нет никакого смысла, а вот нормальная дискуссия по другим проблем уж точно не помешает, но как-то инициаторов особо нет. Не спорит Орешкин, например, с Кудриным по поводу нереального прогноза по росту доходов на 1% в этом году. Не спешит обвинять мировые финансовые институты, которые снижают прогноз по росту ВВП в 2019 г., в предвзятости, да и что-то не фонтанирует идеями о том, как же добиться экономического роста.
Что касается идеи поддержки закредитованному населению, то работа над ней не помешает. Да, люди неадекватно оценивают риски, да и банки не спешат отказывать даже при высокой нагрузке, но все же рост закредитованности связан с тем, что иным способом сохранить уровень жизни у населения не получается. При этом помощь нужна, но в самых крайних случаях, и речь должна идти исключительно о реструктуризации с большим сроком и т.д. У нас и так финансовая дисциплина хромает на пару с финансовой грамотностью, не нужно ее вообще уничтожать.