#нампишут Язык - это инструмент. В свою пору татарский язык скорее всего был очень эффективным инструментом командования, раз им пользовались и в Золотой Орде, и Афанасий Никитин ("Хождение за три моря"), есть такая версия. Русский язык вошел в ранг государственно применяемого позже, когда единоличные командные методы сменились другими, совещательными. Сослагательное наклонение, выражение почтения равному, а не преклонения и благоговения перед сильнейшим. "Карар" и "Постановление" - на слух явно разные вещи. Первое это явный императив, второе - результат управленческой работы. Первое нарушать физически опасно, второго надо придерживаться, чтобы получать некую пользу.
То, что сейчас изучается в школе - не татарский язык, а суржик, из которого вырезали основное. Смешно слышать про его важную роль в сохранении культуры татарского народа.
Закономерно всё в происходящим с этим виртуальным "татарским языкам". Он никому не нужен, тогда как реальный - вполне востребован в реальном секторе по назначению. Стерилизованному татарскому языку не получается эффективно обучать. Тогда как реальный татарский язык - это конкурентное преимущество. И у властей закономерно нет заинтересованности в его изучении широкими массами. На самом деле зря, он реально эффективен.
При этом официально транслируется совсем иное - усилия прилагаются, важность существенная, востребованность в плане сохранения культуры высокая. Невооруженным глазом видно, что вся эта важность полностью укладывается в границы Старотатарской слободы и прочего внутренного туризма.
Изучение реального татарского языка было бы эффективно на уроках физкультуры, особенно в игровых видах. Разумеется - в военных училищах. Ситуационная коммуникация - может быть, главный конек этого языка. Что с ним сделали, чтобы вывести из игры - большой вопрос. Ясно только одно - сейчас использование его преимуществ его носителям недоступны, и в этом - главном - он невостребован.
В таких условиях все эти обсуждения, заявления, трения - пустое, конечно. За реальный татарский язык можно не волноваться, востребованное не утратится. В параллельной реальности может происходить что угодно, лишь бы влезло в телевизор и интернет.
Возмущает здесь вовлечение в происходящее детей, меньше - преподавателей. Но хуже - отягчающееся этим и полное пренебрежение самим языком, его назначением, спецификой, сутью. И это пренебрежение полностью транслируется и на всю культуру татарского народа.
Может быть в таком виде проблема и не была сформулирована явно, но явно ощущается в разных толщах общества. Нервозность диспутов хорошо иллюстрирует и подтверждает это.
Как то так.