По мнению экспертов и официальных лиц, Трамп выбрал умеренный вариант, и он не одобрил все, о чем просили украинцы. Тем не менее, он перешел черту и одобрил продажу летального оружия — это значительный сдвиг в подходе его администрации, а также в американской политике в целом.
«Мы перешли Рубикон, речь идет о летальном оружии, и вот мой прогноз — будет кое-что еще», — сказал один высокопоставленный сотрудник аппарата конгресса. Судя по всему, нельзя считать простым совпадением то, что Канада на этой неделе тоже одобрила продажу летального оружия Украине, поскольку это могло произойти лишь в том случае, если правительство Канады знало о решении Соединенных Штатов, отметил этот сотрудники аппарата конгресса.
Администрация Трампа 13 декабря проинформировала об этой продаже ведущие комитеты Конгресса, однако тогда не было сделано никаких публичных заявлений, что, по мнению некоторых наблюдателей, свидетельствует о деликатности самого решения, а также об обеспокоенности по поводу того, как оно будет воспринято сторонниками Трампа, давно выступающими против такого шага, а также Путиным.
«Тот факт, что об этом не было сразу официально объявлено, уже о чем-то говорит — они обеспокоены тем, как это будет воспринято. Они не пытаются представить это решение как важный сдвиг в политике или как заявление о политических приоритетах», — отметил Сэмюэл Чарап (Samuel Charap) старший научный сотрудник корпорации РЭНД (RAND).
Стратегию администрации, связанная с одобрением продажи очень ограниченного количества оружия, можно сравнить с поиском наиболее оптимального варианта, потому что она направлена на то, чтобы удовлетворить сторонников подобной политики, не вызвав при этом негативной реакции у тех людей, которые опасаются эскалации кризиса в результате этого решения, подчеркнул он.
Еще одним высокопоставленным сотрудником администрации, говорившим ранее именно о таком риске, является старший директор по России Совета национальной безопасности Фиона Хилл (Fiona Hill). В своем комментарии, опубликованном в 2015 году в газете Washington Post, она отметила, что в случае продажи Соединенными Штатами оружия Украине «не только украинцы окажутся втянутыми в эскалирующий военный конфликт с Россией».
Пока не ясно, придерживается ли Хилл сегодня такого же мнения, однако другие высокопоставленные чиновники поддерживают поставку летального оружия на Украину. Мэттис публично заявил об этом в августе в Киеве.
А Тиллерсон заявил о поддержке этого решения во время процедуры своего утверждения в сенате.
Бывший посол США при НАТО Курт Волкер (Kurt Volker), который сегодня является по совместительству специальным посланником Тиллерсона и занимается украинским кризисом, в беседе со мной в прошлом месяце сказал, что он тоже поддерживает предоставление Украине летального оружия. Волкер работает вместе с Москвой над оживлением соглашения «Минск 2», однако достигнутый прогресс является незначительным.
По словам Волкера, Россия не выполнила ни одно из своих обязательств. В частности, она не осуществила отвод с украинской территорий войск и тяжелых вооружений, которые она не признает своими. Волкер считает, что цена российской интервенции должна быть повышена, и тогда Путин вынужден будет принять решение о том, продолжать нести это бремя или заключить сделку.
Другие чиновники, включая Мэттиса, видят в этой продаже принципиальный сигнал о том, что Соединенные Штаты будут поддерживать своих союзников. По их мнению, Украина просто защищает свою собственную территорию, и поэтому летальное оружие не следует рассматривать как провокацию.
Тем временем вооруженные столкновения на оккупированной Россией восточной Украине становятся все более интенсивными. Согласно поступившему на этой неделе сообщению Би-Би-Си (BBC), Москва выводит свой персонал, принимавший участие в работе совместного российско-украинского центра, в задачу которого входит мониторинг часто нарушаемого перемирия. Трамп постоянно заявляет о своем желании работать вместе с Путиным над разрешением украинского кризиса — об этом он говорил еще в ходе своей президентской кампании.
goo.gl/8rDsPV