Между прочим, деньги на субсидии есть. И на то, чтобы давать больше субсидий – тоже. Просто надо хорошо поискать.
Постараюсь объяснить максимально доступно и просто.
Вот у государства граждане: разные – с работой и без, с разным уровнем дохода.
Государство оказывает гражданам разные виды поддержки (речь исключительно о жилищно-коммунальных услугах):
- льготникам компенсирует часть начисленной платы. В чём детали: с одной стороны, льготник своим статусом подтвердил, что имеет право на некую преференцию, и с этим сложно спорить, с другой – часто льготы получают те, кому они не особо требуются, потому что у них неплохие стабильные доходы.
- есть субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Их нужно оформлять раз в полгода, а право на их получение имеют те, у кого доля расходов на оплату коммуналки и жилья в доходах выше, чем установленный в регионе стандарт: если некто получает 100 рублей, а региональный стандарт составляет 22%, то при начислениях за коммуналку от 22 рублей можно идти за оформлением субсидии (можно не идти и оформить дистанционно). Тоже много деталей, которые обсуждали на прошлой неделе на круглом столе ОНФ, например, итоговый размер субсидии будет считаться в пределах регионального стандарта занимаемой площади, поэтому если в большой квартире живёт один человек, не в каждом случае государство сможет субсидировать ему все расходы на жилищно-коммунальные услуги. Тем не менее, именно субсидия позволяет оказывать помощь тем гражданам, кто в ней нуждается: есть сложности с оплатой жилья – оформляешь субсидию. Вышел из сложной ситуации – оплачиваешь на общих основаниях.
Поэтому в число первых мер в момент распространения пандемии включили беззаявительное продление всех ранее выданных субсидий и упростили процедуру оформления новых (упростили, кстати, не временно, а насовсем).
Чтобы расширить круг возможных получателей такой адресной помощи, Минстрой с Минтрудом предложили снизить размер стандарта с 22 до 15%. Если принять такое решение, то региональным властям потребуется больше денег, чтобы выплачивать субсидии. Минфин говорит, что у регионов их нет. Но…
- третья и самая странная форма поддержки – предельный индекс роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. Это как пить яд в малых дозах, чтобы потом не отравиться большой дозой: всё равно травишься. Итак, субъекту говорят: ты можешь повысить плату не больше чем на 4%. Плата – это тариф, умноженный на объём (по счётчикам или по нормативу). Нормативы у нас уже давно никто не повышает, хотя в некоторых регионах, по данным ресурсников, фактическое потребление может быть на треть выше, чем установленная норма (а из каждого счётчика торчит лом или топор). Аккуратненько повышают тарифы. Но при этом часть обоснованных расходов ресурсников (далеко не всё, тоже с ограничениями), которая не закрывается тарифом, компенсируется субсидиями из бюджета.
То есть деньги есть. Только вместо того, чтобы отдать их тем, кто действительно нуждается в поддержке государства, их растворяют в котле «предельников», чтобы все граждане – не важно, какой у них уровень доходов и расходов – могли получить дешёвые и сердитые жилищно-коммунальные услуги.
В результате такой «прививки», конечно, получается уже совсем недёшево, что, впрочем, компенсируется повышенной концентрацией «сердитости». Чем дольше откладывается объективно необходимое повышение тарифов, тем сложнее предоставлять качественные услуги, тем больше денег требуется в будущем на ремонт ветшающего оборудования, сетей и жилищного фонда. И в результате граждане не ощущают этой поддержки совсем.
Казалось бы, что проще с точки зрения управленца: отменил «предельники», постепенно довёл тарифы до обоснованных, обеспечил контроль за реализацией инвестиционных и ремонтных программ, получаешь производственную эффективность и нормальное качество, а деньги, которые тратил на субсидии ресурсникам, тратишь на субсидии гражданам, которые не тянут полный платёж.
🤷🏻♀️
Так что деньги в бюджете есть, смотря где и как искать.
https://t.me/energytodaygroup/9661