Size: a a a

Грамотность (русский язык)

2017 October 19
Грамотность (русский язык)
#правописание #этимология

Слово «необъятный» пишется с твёрдым знаком, потому что здесь действует правило написания «ъ» после приставок на согласную перед «я», «ю», «е», «ё» (йотированными гласными).

И если с не- всё понятно — это приставка, то как быть с -объя-? Часть слова «об» раньше действительно служила приставкой, но в итоге слилась со связанным корнем -я- (напомним, что –т– выступает суффиксом). В итоге сработали все условия для написания здесь твёрдого знака.

Интересно, что -я- чередовался с -ем-/-им- и послужил основой для образования целого ряда слов. Сейчас это заметно в чередовании «обнять — обнимать», «снять — снимать» и т.д.

Вот так этимологический анализ помогает понять правописание конкретного слова.
источник
Грамотность (русский язык)
#Юмор
А сейчас — немного филологического юмора. Анекдот хоть и с бородой, но мне нравится.=))

Беседуют англичанин, француз и русский. Англичанин:
- У нас произношение трудное. Мы говорим «Инаф», а пишем "Enough".
Француз:
- О-ля-ля, у нас-то как сложно! Мы говорим «Бордо», а пишем "Bordeaux".
Русский:
- Да это всё пустяки. Мы говорим: «Чё?», а пишем: «Повторите, пожалуйста».
источник
2017 October 20
Грамотность (русский язык)
#текст
Всем привет! Напоминаю, что на канале «Грамотность» вы найдёте не только правила русского языка, но и практические советы по написанию текстов. Подобные заметки публикуются под хэштегом #текст.

Сегодня скажу несколько слов об эссе, чем оно отличается от сочинения.

Наиболее правильное и ёмкое определение этого слова, на мой взгляд, следующее:

📝Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Тут сразу два момента, которые отличают эссе от простого сочинения:

1. Авторская позиция, субъективизм.
2. Приветствуется художественность, экспрессивность, эмоциональность и непринуждённость.

Цель — произвести впечатление на читателя, представить интересный, нестандартный взгляд на проблему.

📌При написании эссе чередуйте короткие фразы с длинными. Мысли выражайте в форме тезисов и аргументов, т.е. доказательств. Их количество зависит от вида и назначения эссе. Оптимальная структура для восприятия — при которой на один тезис приходится два аргумента. Короткие предложения чередуйте с длинными.

Старайтесь увлечь читателя с первых строк. Для этого можно привести яркую цитату, упоминание о неожиданном факте и т.д.
источник
Грамотность (русский язык)
#правописание #речь

Затрону тему речевых ошибок. Приведу три часто встречающихся.

1. Как правильно: простынь или простыня?

Первый вариант является разговорным, нормативный — с окончанием «я»  на конце слова. Вспомните стихотворение «Мойдодыр» К. С. Чуковского, и всё станет на свои места:

«Одеяло убежало, улетела простыня,
и подушка, как лягушка,
ускакала от меня…»


В родительном падеже ед. числа — простыни́.
Во родительном падеже мн. числа — просты́нь и простыне́й.

Здесь помог словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке под редакцией К.С. Горбачевича.

Примечание: интересно, что в толковом словаре Д.Н. Ушакова первым значением слова «простыня» отмечено «Простак, простодушный человек».

2. «Навряд ли» и «вряд ли»

Первый вариант относится к разговорному (согласно толковым словарям С. Ожегова, Т. Ефремовой и Д. Ушакова), второй является нормативным. Объединяет их два факта: оба пишутся раздельно и с буквой «д».

3. Согласно + чему?

В пункте №2 использован творительный падеж существительного «словарь» после «согласно». Это и есть единственно верная форма.

Другие примеры: согласно указу, согласно документу, согласно правилу/образцу.
источник
2017 October 21
Грамотность (русский язык)
Привет, друзья!

Повторять правила никогда не поздно, и сегодня представляю подборку важных публикаций на нашем канале, которые стоит освежить в памяти каждому. Приятного чтения и понимания!

Пост №1. Какие глаголы относятся к I и II спряжению?

Пост №2. Заём или займ?

Пост №3. Как будет звучать «победить» в будущем времени?

Пост №4. Как правильно писать даты?

Пост №5. Нужна ли запятая перед «как следует»?
источник
2017 October 22
Грамотность (русский язык)
#книги #лексика

Привет! Сегодня хочу познакомить вас с толковым словарём Т.Ф. Ефремовой. Год издания — 2000. Это один из наиболее полных современных толковых словарей русского языка. Включает 250 тысяч семантических единиц: почти 215 тысяч значений и свыше 30 тысяч их оттенков.

Подойдёт всем, кто интересуется русским языком.

Форматы: PDF и TXT (в архиве).

Для справки

Татьяна Фёдоровна Ефремова — советский и российский лингвист, лексикограф, специалист в области русской дериватологии, автор и редактор современных словарей русского языка. Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР.

Онлайн-версия словаря
источник
Грамотность (русский язык)
источник
2017 October 23
Грамотность (русский язык)
#лексика #правописание #пунктуация

Правописание слова «например»

Мы знаем, что оно пишется слитно. Но как быть с запятыми?

Например — вводное слово. Поэтому в начале и в середине предложения его нужно выделять запятыми.

Что такое вводное слово? Оно определяет порядок изложения мыслей и логическую связь между ними. К вводному слову нельзя поставить какой-нибудь вопрос.

«Например» относится к такой категории.

Вчера, например, весь день было ясно.
Мы поедем туда, если, например, пойдёт дождь?

К нам поступают студенты из различных стран. Например, сегодня в приёмную комиссию подали документы по два абитуриента из Финляндии и Германии.

Если «например» употребляется вместе с уточняющим (обстоятельственным, присоединительным) оборотом, то оно не отделяется запятой.

Я успел побывать в нескольких странах Европы, например в Сербии и Испании.
Этим вопросом интересовались многие философы, Аристотель например.
Во многих мегаполисах, например в Москве и Санкт-Петербурге, достаточно высокий уровень жизни.

Если после данного слова начинается перечисление однородных членов, то после него ставится двоеточие, а перед ним — запятая.

Толковыми словарями занимались многие известные лингвисты и исследователи, например: Даль, Ушаков, Ожегов, Евгеньева.
источник
2017 October 24
Грамотность (русский язык)
#текст

Ещё один полезный совет по написанию текста заключается в том, что он должен «отлежаться» перед окончательным редактированием.

Хотя бы на два-три часа стоит отвлечься от статьи и заняться другими делами. Потом вам будет проще посмотреть на него со стороны и сделать нужные правки. Эффективнее перечитывать тексты утром, то есть на свежую голову.

А пока вы отвлеклись на другое дело, отправьте почитать написанное другому человеку. Ведь собственный текст всегда кажется лучше.

Ещё по теме: 3 самых важных признака грамотного текста
источник
Грамотность (русский язык)
​​#Правописание «скучать + форма дательного падежа» является нормативным.

В «Словаре грамматической сочетаемости слов русского языка» Е. М. Лазуткиной (М. 2012) управление «скучать по ком-чем» (скучать по вас/нас) уже названо устарелым. В качестве нормативного это издание рекомендует «скучать по кому-чему».
источник
2017 October 25
Грамотность (русский язык)
#лексика #книги

Всем привет! Сегодня познакомлю вас с очередным лингвистическим термином.

Каждый из нас использует в речи и на письме такие похожие слова, как адресат/адресант, экономический/экономный, изобретательный/изобретательский. Подобные лексические единицы называются паронимами. Слово произошло от др.-греч. παρα (para), т.е. приставка со значением смежности, и ὄνομα (onoma) — «имя».

Зачастую паронимы могут сбить с толку не только изучающего наш язык иностранца, но и носителя. Также сказывается некомпетентность в определённой области, незнание точных значений слов.

Паронимией называется ошибочное употребление похожих по звучанию, но разных по значению слов. Не только однокоренные слова выступают паронимами, есть примеры неродственных единиц: эскалатор/экскаватор, консерватория/консервация, фактура/фрактура.

Самая частая речевая ошибка — это путаница между «надеть» и «одеть». Но о ней мы уже писали, поэтому рассмотрим другие примеры.

Адресат — получатель.
Адресант — отправитель.

Эскалатор — самодвижущаяся лестница в зданиях.
Экскаватор — машина, роющая землю огромным ковшом.

Различать — распознавать зрением или другими органами чувств.
Отличать — 1. Распознавать нечто среди прочего. 2. Награждать, выделять (устар.).

Классический словарь паронимов издала О.В. Вишнякова. Выкладываю его для тех, кто желает ознакомиться с этим лексическим явлением детальнее.
Онлайн-версия словаря О.В. Вишняковой

Обновлённый онлайн-словарь паронимов. Сюда вошли паронимические пары, утверждённые ФИПИ для ЕГЭ по русскому языку 2014—2017 гг.
источник
Грамотность (русский язык)
источник
2017 October 26
Грамотность (русский язык)
#лексика #правописание

Во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами и... и, ни... ни запятая не ставится. В основном здесь сочетаются слова с противоположным значением. Они не являются однородными членами предложения.

Примеры таких оборотов: и там и сям, и туда и сюда, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, и смех и грех, и стар и млад, и день и ночь, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, ни слуху ни духу, ни убавить ни прибавить, и то и другое, и так и сяк, о том о сём и т.д.

Примеры из текстов

«Поговорим о том, о сем, Поговорим, как мы с тобой живем…»
«У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак».


Полная версия одной из поговорок: ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

Ещё по теме: Разница между частицами «не» и «ни»
источник
Грамотность (русский язык)
#лексика #этимология

Значение любого слова, фразы или оборота можно легче понять, если обратиться к его этимологии (происхождению). Фразеологизмы — не исключение.

Камо грядеши? (архаич. книжн. или шутл.)

Означает «в каком направлении двигаешься, развиваешься?» Выражение из церковнославянского текста Библии, где фраза буквально значит «Куда идешь?». По преданию, фраза сказана апостолом Петром Иисусу Христу. Тогда апостол во время гонений императора Нерона на христиан покидал Рим. Ранее апостол Пётр сказал эту фразу Иисусу Христу на Тайной вечере (Иоан. 13:33—36).

Цитируется также по-латыни: Quo vadis? Оборот получил известность благодаря названию русского перевода романа польского писателя Г. Сенкевича (1894–1896).

Сбить с панталыку

Привести в замешательство, запутать. Панталык (искажённое Пантелик) — гора в Аттике (Греция) со сталактитовой пещерой и гротами, в которых было легко заблудиться.

О фразеологизме «семь пятниц на неделе»

Ещё по теме. Камня на камне не оставить
источник
2017 October 27
Грамотность (русский язык)
#грамматика

«Подъезжая к сей станции, у меня слетела шляпа». А.П. Чехов

Поговорим о деепричастиях

Есть несколько нюансов, которые следует учесть при использовании этой формы глагола. Напомним, что она обозначает добавочное, дополнительное действие.

1. Основной глагол и деепричастие должны относиться к одному субъекту. Даже если в предложении нет подлежащего, которое на него указывает. Поэтому деепричастия нельзя употреблять в безличных предложениях.

Войдя в кабинет, я улыбнулся. Здесь глагол «улыбнулся» и деепричастие «войдя» относятся к подлежащему «я».
Убирая квартиру, можно три раза найти кота ➡️ Убирая квартиру, вы можете три раза найти кота. В первом варианте субъект явно не указан, но он подразумевается с помощью слова «можно».

2. Деепричастия с суффиксами -учи/-ючи не используются в литературном языке и являются устаревшими. Нужны для стилизации народной и старинной речи. Это будучи, едучи, жалеючи, играючи, припеваючи (жить припеваючи), идучи, крадучись и т. д.

3. Слова с суффиксами -вши/-ши относятся к разговорным. Такие деепричастия сохранились в пословицах вроде «Давши слово, крепись».
Примечание: «-вши» свободно используется с постфиксом -сь: влюбившись, обернувшись, забившись.

4. Односложные (иногда и двусложные) глаголы несовершенного вида, как правило, не образуют деепричастий или подобные формы получаются отнюдь не благозвучными.

Шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жать (руку), пить, жать (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать. Попробуйте образовать от них деепричастия. Например, от слова «мять» =))
Зато от приставочных форм — пожалуйста. Поспав, поев, залив (от «залить»), прождав и т. д.

О других важных правилах и особенностях использования деепричастий при написании текстов напишу в следующих заметках.
источник
2017 October 28
Грамотность (русский язык)
​​#история #алфавит

Восходит к греческой Αα «альфа», а та — к финикийскому «алеф».
Числовое значение Азъ — 1.

От аза до ижицы — от начала до конца, от А до Я.
Начинать с азов — начинать с самого простого, элементарного, с основы
Не знать ни аза — не знать ничего, даже самого простого.
Аз, буки — бери указку в руки.
источник
2017 October 29
Грамотность (русский язык)
Склонение числительных от 100 до 900

На днях ко мне обратилась подписчица с просьбой написать о склонении числительных от 100 до 900. Любезно выполняю её просьбу. :)

Числительное 100 — две формы:
Именительный и винительный падежи — сто;
Остальные — ста;
Мероприятие посетило более ста человек.

200 — 400 склоняются по следующей схеме:
двести, двухсот, двумстам, двести, двумястами, о двухстах.
То есть берётся число 2/3/4 и склоняется по стандартному правилу. К нему добавляется изменённая форма «сто», которую нужно запомнить.

500 — 900.
Здесь немного по-другому.

Пятьсот, пятисот, пятистам, пятьсот, пятьюстами, о пятистах.

Формы творительного падежа вызывают наибольшие сложности. Пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восьмьюстами, девятьюстами.

Я пошёл в магазин с восьмьюстами шестьюдесятью пятью рублями.

Разумеется, в устной речи эти громоздкие формы заменяются конструкциями, в которых правильными будут числительные в именительном падеже.

Я взял в магазин восемьсот шестьдесят пять рублей.
источник
2017 October 30
Грамотность (русский язык)
#правописание #этимология

Всем привет! Поговорим о правописании слова «пассажир».

На уроках русского языка в школе нам говорят, что это словарное слово, поэтому его происхождение нужно запомнить. Однако мы с вами понимаем, что ничего в языке не бывает просто так. Самая сложная часть этого слова — удвоенная согласная «С» — вполне объясняется его этимологией (происхождением).

Цепочка будет следующая:

📌Пассажир <— немецкое passagier <— французское passager (проходящий; пассажир) <— франц. passage (проход; переезд) <— passer (передавать; проходить) <— латинское passare (шагать, проходить) <— лат. passus (шаг, поступь) <— лат. pandere (расправлять, распространять) <— праиндоевропейское. *pat-no (распространять).

И хотя далеко не у каждого заимствованного слова можно с уверенностью выстроить этимологическую цепочку вплоть до первоисточника в праиндоевропейском, однако хотя бы ближайшую родственную лексическую единицу найти удаётся. Даже её достаточно, чтобы понять «А почему в этом слове две «н», «Почему здесь буква «е», а не «и»?

Ещё по теме. Происхождение слова «карикатура»

А как вы считаете, стоит ли в школах говорить о происхождении так называемых «словарных слов»?
источник
2017 October 31
Грамотность (русский язык)
#пунктуация

Обычно в сложносочинённых предложениях перед «а», «но», «да», «зато», «впрочем» и т. д. ставится запятая. Но есть случаи, когда она не нужна.

1) Когда в предложении есть одиночные союзы «и», «да» (в значении «и»), «или, «либо». Это правило действует тогда, когда у частей предложения есть общий второстепенный член, общая придаточная часть, частица или вводное слово.

Сегодня было ясно и солнечно. У слов «ясно» и «солнечно» общее обстоятельство «сегодня», поэтому запятая перед «и» не нужна.

Когда я вырасту, то стану ложиться спать в 23 часа и просыпаться в 6 утра. Здесь общая придаточная часть «когда я вырасту».

Пусть всегда будет солнце и счастье придёт! Общая частица «пусть».

Я предпочту чай либо кофе, но не какао.

2) Если части сложносочиненного предложения — это безличные или неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого.

Светало и вокруг запахло росой.

Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления (пример из справочника Лопатина).

Ещё по теме. Запятая при обособленных определениях.
источник
2017 November 01
Грамотность (русский язык)
#текст

Немного о написании текстов

«Классические тексты, в которых предполагается равенство между автором и читателем, помогают последнему почувствовать себя гением». Стивен Пинкер из книги «Чувство стиля: руководство думающего человека по написанию текстов в XXI веке».

—---------------—
Действительно, чем проще текст для восприятия и понимания, тем лучше. Если вы ведёте авторский блог, то перед тем, как написать очередной термин, подумайте о целесообразности его употребления. А если он просто необходим, то обязательно уточните его значение в скобках или в конце под сноской.

Среднестатистический читатель перегружен информацией, которая сваливается на его голову. Наша задача — не ходить вокруг да около, а сразу сообщить главную идею, мысль и потом уже раскрывать её. Напустить туман лучше в детективном романе, но не в публицистической заметке.

Итоги таковы:

1. Поменьше причастных, деепричастных оборотов, лирических отступлений в духе Льва Толстого. Если без них никуда, то предупредите об этом читателя сразу.
2. Разделяйте текст на абзацы. Это тоже способствует пониманию.
3. Предложения делайте разными по длине.
4. Поменьше фраз вроде «тем не менее», «стоит отметить», «в настоящее время».
5. Никакого нанизывания нескольких подряд существительных в родительном падеже. Мероприятия проводятся в целях повышения эффективности разъяснительной работы среди населения. Бр-р… Почему бы не сказать так: Мероприятия проводятся, чтобы эффективнее вести разъяснительную работу/чтобы сделать разъяснительную работу более эффективной.
источник