Size: a a a

Зеленая книга

2019 December 07
Зеленая книга
Об отходах шин

Вчера на конференции РСПП уже в который раз поднимали тему расширенной ответственности производителей. И вот что хочу по этому поводу заметить - дискуссия о том, каким должен быть норматив утилизации, уводит нас в совершенно другом направлении от решения проблемы.

Дело не в нормативе, а в создании системы, организации процесса, когда все - производители, потребители, сборщики, утилизаторы шин понимают какие у них есть обязанности и кто им заплатит за выполнение этих функций. Никакой норматив утилизации не заработает без создания полной системы отношений и экономической модели.

Шины в данном случае - хороший и, честно говоря, достаточно простой пример (с упаковкой будет посложнее, а вот, например, отходы электроники можно было бы утилизировать в рамках похожей логики).

Общая концепция - в лонгриде ниже, комментарии и критика приветствуются
источник
2019 December 08
Зеленая книга
Давайте Поздравим Зеленую книгу со взятием рубежа  в 1000 прдписчиков!
источник
Зеленая книга
Поздравления от нас каналу *Зеленая книга* @grbook с 1000 подписчиком !
источник
Зеленая книга
Друзья, спасибо за поздравления с первым юбилеем ))

Традиционно, список каналов, которые с удовольствием читаю:
@greenserpent – самый информированный канал, must read;
@musorrussii – Политджойстик, ну а куда без него - поди тут разберись, где экология, а где политика;
@trasheconomy – детальная информация с земли из ближайших окрестностей первопрестольной;
@cleancountry – канал Чистой страны, все, что важно для региональных операторов;
@green2018 – Рашид Исмаилов, официально об экологии;
@vivodynachistotu – актуальный хайп, содрогаюсь, но читаю;
@circulary – интересный канал, топящий за циркулярную экономику;
@eco_lady - Экологиня, популярно и из первоисточников;
@wasteconsulting – радикальный взгляд на реформы;
@energyfromwaste – красивый и хорошо упакованный контент для тех, кто верит, что Владыка света нас спасет;
@ecofirst – очень маленький, но хороший агрегатор, удобно;
@ligapm – очень продвинутое объединение макулатурщиков;
@wasterop – молодой канал, но уж больно тема хороша – РОП;
@recyclemagru – оптимистичный взгляд на экологию.

А для заряда позитива рекомендую еще и @nationgeographic и @nuturesciencetg. О многоликой и удивительной природе
источник
2019 December 09
Зеленая книга
Тяжело не согласиться. Осталось только решить, куда же все-таки везти Московский мусор??

https://t.me/politjoystic/11655
источник
Зеленая книга
#ТКО #мусорная_реформа #ОП
♻Общественная палата РФ опубликовала аудит отрасли обращения с отходами. Главный итог в 2019 году - изменение системы управления отраслью, вывод ее из тени.
https://rosinfra.ru/news/v-obsestvennoj-palate-scitaut-otkrytost-operatorov-tko-glavnym-itogom-musornoj-reformy-v-2019-godu
источник
Зеленая книга
Кстати об автомобилях. Вернее о шинах, концепцию утилизации которых публикуют коллеги. Концепция хорошая и слова там правильные, но есть два обстоятельства, которые делают экономически  бессмысленной всю затею по специализированным сбором и включением его в федеральную схему.

Первое - востребованность. Шины в теории действительно можно использовать много где, но в реальности есть некоторые проблемы.  Если простыми словами - суть в том, что шин слишком много. Повторное их использование в автомобилях возможно, но потенциально небезопасно (производство шин  жетско контролируется производителем, как будет со вторичными шинами не очень понятно, потому что центров сбора и перерабтки будет довольно много). Прерабокта ниш в другие товары (коврики, дорожки, специальные покрытия) позвоит утилизировать (насвкидку) процентов 10-20 объема образующихся шин. Так что скорее всего будут жечь.  Но для того, чтобы жечь 80-90% шин на МСЗ совершенно не обязательно их отдельно специально собирать.  Сейчас с этим справляется негосударственый сектор - он как раз выбирает ровно столько  шин, сколько нужно для ковриков и прочих изделий, а остальное сейчас выкидывается, но когда построят МСЗ, вполне  может и сжигаться.
Второе - в концепци сказано "Утилизация шин осуществляется на объекте, обеспечивающим ее наиболее дешевым способом". Это означает, что само по себе создание спецаильного центра просто не нужно. Таким объектом является МСЗ, куда свезли несортированный мусор.
Тут как мне кажется мы имеем классический вариант: либо экологично, либо дешево. Но никак не одновременно.
Telegram
Зеленая книга
Об отходах шин

Вчера на конференции РСПП уже в который раз поднимали тему расширенной ответственности производителей. И вот что хочу по этому поводу заметить - дискуссия о том, каким должен быть норматив утилизации, уводит нас в совершенно другом направлении от решения проблемы.

Дело не в нормативе, а в создании системы, организации процесса, когда все - производители, потребители, сборщики, утилизаторы шин понимают какие у них есть обязанности и кто им заплатит за выполнение этих функций. Никакой норматив утилизации не заработает без создания полной системы отношений и экономической модели.

Шины в данном случае - хороший и, честно говоря, достаточно простой пример (с упаковкой будет посложнее, а вот, например, отходы электроники можно было бы утилизировать в рамках похожей логики).

Общая концепция - в лонгриде ниже, комментарии и критика приветствуются
источник
Зеленая книга
Вау, "Зеленая книга" @grbook теперь не хухры-мухры, а блогер-тысячник. Поздравляем этот весьма симпатичный канал с юбилеем.
источник
Зеленая книга
источник
Зеленая книга
Кстати, с удивлением для себя обнаружил, что слово утилизация применяется у нас к отходам уже 160 лет...
источник
Зеленая книга
#ТКО #мусорная_реформа #Медведев
💬 Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета по нацпроектам и стратегическому развитию констатировал, что на Камчатке, в Краснодарском и Хабаровском краях и ряде регионов реформа обращения с мусором не начнется в срок и потребовал объяснений.
https://rosinfra.ru/news/premer-dmitrij-medvedev-potreboval-obasnenij-u-gubernatorov-regionov-ne-gotovyh-k-nacalu-reformy-obrasenia-s-musorom
rosinfra.ru
Премьер Дмитрий Медведев потребовал объяснений у губернаторов регионов не готовых к началу реформы обращения с мусором
Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании президиума Совета по нацпроектам и стратегическому развитию констатировал, что на Камчатке, в Краснодарском и Хабаровском краях и ряде регионов реформа обращения с мусором не начнется в срок и потребовал объяснений. «В ряде субъектов мы видим ситуацию... она плохая или даже может быть критическая и там система [обращения с твердыми бытовыми отходами] не заработает с 1 января, - сказал премьер. - Это Камчатка, Краснодарский край, Хабаровский край, Владимирская, Курганская, Саратовская, Ульяновская и Еврейская автономная области, послушаем как коллеги [губернаторы] объясняют это все».Глава правительства напомнил, что ключевая задача нацпроекта «Экология» создать целую отрасль по переработке отходов производства и потребления. Все регионы с 1 января 2020 года, за исключением ряда городов федерального значения должны перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. «Большинство уже или перешли или готовы к этому«, - уточнил Медведев.Говоря о регионах…
источник
Зеленая книга
Главное событие сегодняшнего дня

http://m.government.ru/news/38543/
источник
Зеленая книга
Когда некоторые коллеги говорят, что нет сложностей у неперешедших регионов, вам просто надо понимать - эти регионы как возили отходы на нелегальные свалки, так и возят. Первая же проверка Росприроднадзора по этим регионам должна будет закончится, скажем так, большим скандалом (а на самом деле, увольнениями и уголовкой). Советую коллегам поглубже погрузиться в проблематику упомянутых регионов, особенно, на дальнем востоке

https://t.me/wasteconsulting/704
Telegram
Wasteconsulting
У премьера Медведева на столе оказалась не совсем точная информация.

- на самом деле сложности у тех, кто рьяно начал в 2019 году (у всех, кроме Московской области). Томская область, к слову, вообще по ходу пьесы обнулила реформу.

- у тех, кто не начинал, например, Москва, Питер и Севастополь, а также регионы указанные выше (в справке премьера - Камчатка, Краснодарский край, Хабаровский край, Владимирская, Курганская, Саратовская, Ульяновская, Еврейская автономная области), сложностей нет.

- нет сложностей, ибо они не совершили ошибок своих коллег. Напомним, что в регионах реформа сразу же захлебнулась в массовых протестах населения, кассовых разрывах регоператоров, конфликтах между регоператором и заготовителями, крайне низкой собираемости тарифа.

- те, кто потратил деньги, по сути потратил их в пустую. Скажем, оплатил создание террсхем, регпрограмм и расчет нормативов - абсолютно бессмысленные затраты, т.к. они созданы под вывозы обьемов на полигоны, а не на переработку во вторсырье.

- 17 регоператоров…
источник
Зеленая книга
И да, коллеги, в продолжение предыдущего поста, подскажите, что там происходит с отходами Москвы, которая никуда не спешит и у которой все так хорошо?

https://t.me/russica2/21648
источник
Зеленая книга
Ну уж если крупнейшие производители удобрений топят за органические продукты (пост же об этом?), то я тогда точно буду покупать только помидоры, выращенные на отечественной нитроамофоске. А вообще, чтобы было понимание, именно сельское хозяйство - основной загрязнитель воды. Одна крупная птицефабрика создаёт проблем как город-миллионник. Именно с сельского хозяйства во всем мире берутся экологические сборы для строительства очистных. Пчёлы против мёда?

https://t.me/green2018/992
источник
2019 December 10
Зеленая книга
За последние пару месяцев произошел значительный сдвиг по части легализации "временных" свалок до 1 января 2023 г. по 303му приказу Минприроды. Министерство перестало жестко настаивать на предоставлении документов о вводе свалки в эксплуатацию, российский экологический оператор стал рассматривать заявляемые объекты с точки зрения наличия альтернатив, соблюдения границ земельного участка, общественного напряжения и пр. Это новость хорошая.

Плохая новость в том, что остаются территории - "белые пятна", на которых нет ни легальных полигонов, ни свалок, которые возможно легализовать по 303му приказу. То есть, обращение с отходами там возможно организовать только ценой транспортировки отходов на несколько сотен километров с, очевидно, неподъемными тарифами. Плохо то, что местные власти за все это время не смогли или не захотели решить проблему за счет строительства новых полигонов. Что в этом плане делать? Продолжать возить отходы как раньше? Высылать проверяющих (это, похоже, не помешает)? Оставлять белые пятна в территориальной и федеральной схемах?

Собственно в этом и состоит проблема самых сложных регионов из тех, кто не перешел на новую систему. Как привлечеь регионального оператора в ситуации, когда он заведомо будет грубым нарушителем законодательства.. Бюджетных денег, чтобы самим закрыть проблему у этих регионов, очевидно, тоже нет. В общем, задача требует работы в ручном режиме...
источник
Зеленая книга
@grbook
Сказ о том, что возили до и возят после 2019 на нелегальные свалки больше напоминает страшилку для несведущих. Одно из главных, но крайне сомнительных оправданий реформы.

- оправдание слабое, т.к. МУПы (Комбинаты бытового обслуживания) не только справлялись с городскими отходами, но и держали потолок цены. На нее ориентировались другие возчики. Был рынок, а не монополия.

Муниципальная услуга, а не крепостное право (обязательный для населения коммунальный тариф).

- в регионах до сих пор все свозят на нелегальные свалки. Мы сейчас изучаем, сколько свалок включено в ГРОРО. По предварительным данным - НОЛЬ.

Приказ 303 Минприроды России нужно срочно пересматривать. Иначе пострадают люди, которые стали заложниками давно запущенного бардака. Если в районе никогда не было полигона, то что спрашивать с людей? 10-летиями все свозили на свалку. Куда девать ежедневные отходы? Новую свалку создавать или старую наполнять?

Если есть деньги на новые полигоны, то почему они до сих не выделены? Почему до сих пор нет внятного понимания и решения? Регионы уже стонут от 303 приказа Минприроды.

- во многих региональных террсхемах есть "белые" пятна. Почему? Потому что отдаленные деревни и все, что нерентабельно, выведено из зоны деятельности регоператора. Получается, что реформа запустилась, а для деревни ничего не поменялось? И какой смысл? Раньше хоть вывозили местные парни, а теперь они не имеют права, а регоператор не хочет. Свалки множатся.

- до сих пор никто не знает картины по опасным ТКО (батарейки, ртутные лампы и прочее). Большая часть (мы считаем - 90%) стабильно свозится на свалки и полигоны, в лес и овраги до сих пор.

Для решения проблемы нужен 100% РОП. Но его так и нет.

- Росприроднадзор, если он основательно и принципиально зайдет не только в "провинившиеся" регионы, но и в любой другой регион, то у него волосы дыбом станут.

#реформа
#страшилки
#wasteconsulting
источник
Зеленая книга
​​Сегодня на конференции _«Частные операторы коммунальной инфраструктуры»_  с огромным интересом слушал Региональных Операторов. Не сладко им конечно, да и не всегда только они виноваты в сложившейся ситуации. Самая аховая на текущий момент проблема это конечно неплатежи. Реестра плательщиков нет, с персональными данными вопрос висит, юриков вообщеще не поймаешь….
Риски были понятны в прошлом году…. Рискнули…. Риск реализовался.
Но я даже не об этом, я про ограничение в 4% роста тарифа на коммунальную услугу в год.
Да, это в прошлом году такой коммунальной услуги не было и установленный тариф в 800-900-1500 рублей на человека, никак на расчет этого самого индекса не влиял. Теперь все, теперь ограничение начинает работать. А сортировок то нет, полигонов тоже нет. На что их строить?
Сортировка на 400 тыс. тонн в год с полигоном это порядка 2,5 миллиарда рублей.
Даже если это построить на бюджетные деньги и растянуть амортизацию на 20 лет, то в год этой амортизации будет капать 125 миллионов в год. При нормативе накопления 400 кг/год на человека, эту сумму надо раскидать на 1 миллион человек. В общем, к текущему тарифу 125 рублей с носа. И это только амортизация.
Но в бюджете этих денег нет, а частникам их дают под проценты, ну и максимум на 10 лет.
А это увеличит амортизацию , ну пусть в 2,5 раза, то есть 300 с небольшим рублей с человека.
И опять же, это все без операционки.  Рост от текущих тарифов процентов на 40.
В общем как выкручиваться, как строить 200 заводов и достигать целевого показателя в 60% обработки не понятно.

И что очень удивило, Региональные Операторы имеют очень посредственное представление о #РОП.
Производители товаров и переработчики  в теме куда как глубже. Похоже, что РО не видят себя на этом празднике жизни. Хотя с текущим грузом проблем им некогда по сторонам смотреть.
источник
2019 December 11
Зеленая книга
https://t.me/grbook/396
А про РОП и не говорили сегодня. *Позиция Региональных Операторов* ниже с небольшим предисловием .

В 2014 году Федеральным законом № 458 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» был введен механизм расширенной ответственности производителей/импортеров товаров. Позже были утверждены нормативы утилизации товаров и перечень групп товаров, на которые они распространялись, а также установлены ставки экологического сбора для тех, кто не хотел платить деньги в федеральный бюджет, а самостоятельно осуществлял утилизацию своих товаров.
И кажется, вот оно, все принято – бери и делай. Но оказалось, что опять существуют препятствия. Крупные производители товаров, просчитав свои возможные риски, начали потихоньку платить экосбор в соответствии со своими ставками в федеральный бюджет. Кто-то организовал крупные социальные проекты, направленные на организацию сбора своих потерявших потребительские свойства товаров. Кто-то по старинке начал покупать акты утилизации у фирм-однодневок.
Куда же смотрели контролирующие органы, спросите вы. Но ответ прост. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации забыли предусмотреть ответственность за неисполнение расширенной ответственности товаропроизводителями. И поэтому экосбор платился в добровольно-принудительном порядке, если надзорщики все-таки выявляли нарушение, или не платился вовсе. Производители искали выгодные пути сбора и утилизации своей продукции и думали, что так будет всегда. Ведь с 2014 года практически нигде не вводились мощности по утилизации товаров, не создавались технологии, не появилось новых предприятий по переработке товаров. Все они оседали на полигонах, где и лежат до сих пор.
Даже распоряжение Правительства Российской Федерации о запрете захоронения отдельных видов отходов на полигонах ТКО никак не простимулировало производителей задуматься о качественной системе раздельного накопления отходов. При этом переработчики отдельных видов товаров, в том числе упаковки, на всех концах нашей необъятной родины докладывают, рассказывают, шепчутся о том, что у них простаивают мощности, что они теряют прибыль, что невозможно из ТКО отобрать «вторичку» хорошего качества, что затраты на ее предварительную подготовку убивают рентабельность. Но их время еще не пришло.
Сейчас оставим ненадолго РОП и вспомним, что этим же законом был введен институт регионального операторства по обращению с твердыми коммунальными отходами. Регоператоры стали единственными владельцами ТКО от контейнерной площадки до объектов обращения с отходами. Чуть позже у всех физических, юридических лиц появилась обязанность заключать договор с регоператором. И кажется, вот она ниша для производителей, можно на кого-то переложить ответственность и за сбор, и за транспортирование, и обработку, а если еще немного пообщаться, то и за утилизацию. Но нет. Опять же не время еще. Производители рисуют концепции и не видят союзников ни в лице регоператоров, ни в лице переработчиков. Только жаркие дискуссии на круглых столах и холодная война.
И вот наступил июнь 2019 года, когда наконец-то был принят многострадальный КоАП, предусматривающий ответственность производителей за неуплату в установленный срок сбора по каждой группе товаров, непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров.
Ремарка. Нормативы утилизации во всех странах мира отсутствуют. Есть целевой показатель, который та или иная страна должна достичь в определенный период. Например, к 2030 году собирать и утилизировать 90% пластика, выпущенного в оборот. При этом так называемый «экосбор» платится абсолютно со всей продукции.
У нас это работает так. Производитель в среднем с выпускаемой продукции должен заплатить экосбор 5-15% – в зависимости от того, какой норматив утилизации установлен. Это капля в море.
Telegram
Зеленая книга
​​Сегодня на конференции _«Частные операторы коммунальной инфраструктуры»_  с огромным интересом слушал Региональных Операторов. Не сладко им конечно, да и не всегда только они виноваты в сложившейся ситуации. Самая аховая на текущий момент проблема это конечно неплатежи. Реестра плательщиков нет, с персональными данными вопрос висит, юриков вообщеще не поймаешь….
Риски были понятны в прошлом году…. Рискнули…. Риск реализовался.
Но я даже не об этом, я про ограничение в 4% роста тарифа на коммунальную услугу в год.
Да, это в прошлом году такой коммунальной услуги не было и установленный тариф в 800-900-1500 рублей на человека, никак на расчет этого самого индекса не влиял. Теперь все, теперь ограничение начинает работать. А сортировок то нет, полигонов тоже нет. На что их строить?
Сортировка на 400 тыс. тонн в год с полигоном это порядка 2,5 миллиарда рублей.
Даже если это построить на бюджетные деньги и растянуть амортизацию на 20 лет, то в год этой амортизации будет капать 125 миллионов в год. При нормативе…
источник
Зеленая книга
А если это так ничтожно, то зачем создавать какую-то систему? Есть же свалки и старые добрые проверенные возчики.
Переработчиков «вторички» не устраивает такое положение дел, им не хватает сырья. И они, стучась во все кабинеты, участвуя в различных рабочих группах, все же смогли донести информацию, что нужно либо повышать норматив утилизации, чтобы хоть как-то простимулировать производителей нести все- таки ответственность за свои товары, или вообще (это полный ужас, но во благо экологии и нашей страны) отменить его.
И тут пошло движение. Производители неистовствуют, хотя это как минимум странно, потому что они присутствуют на рынке не только в нашей стране, и опыт у них есть. Переработчики потирают руки: наконец-то. Но опять никто не думает про регоператоров, которым установлены жесткие правила игры, нарушать их непозволительно и даже чревато. Так, они за счет собственных средств, не учтенных, кстати, в тарифе, покупают контейнеры для раздельного накопления отходов, строят объекты обработки, организуют раздельный вывоз «вторички» и ищут рынки сбыта. И опять нигде нет производителей. Концепции, страт-сессии, круглые и квадратные столы занимают очень много времени. Но его уже нет. Ситуация на рынке печальная. Нет организованного сбора «вторички», нет объектов ее утилизации, нет ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ между основными участниками данной сферы.
Сейчас самое время объединиться. Производитель, переработчик и регоператор должны сесть за стол переговоров и обсудить механизм взаимодействия. Производитель может компенсировать регоператору затраты, входящие в состав экосбора, регоператор может передать переработчику «вторичку». Так мы сможем сохранить все эти пересекающиеся отрасли экономики в рабочем состоянии, не дадим никому обанкротиться и сохраним окружающую среду.
источник