https://t.me/grbook/396А про РОП и не говорили сегодня. *Позиция Региональных Операторов* ниже с небольшим предисловием .
В 2014 году Федеральным законом № 458 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» был введен механизм расширенной ответственности производителей/импортеров товаров. Позже были утверждены нормативы утилизации товаров и перечень групп товаров, на которые они распространялись, а также установлены ставки экологического сбора для тех, кто не хотел платить деньги в федеральный бюджет, а самостоятельно осуществлял утилизацию своих товаров.
И кажется, вот оно, все принято – бери и делай. Но оказалось, что опять существуют препятствия. Крупные производители товаров, просчитав свои возможные риски, начали потихоньку платить экосбор в соответствии со своими ставками в федеральный бюджет. Кто-то организовал крупные социальные проекты, направленные на организацию сбора своих потерявших потребительские свойства товаров. Кто-то по старинке начал покупать акты утилизации у фирм-однодневок.
Куда же смотрели контролирующие органы, спросите вы. Но ответ прост. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации забыли предусмотреть ответственность за неисполнение расширенной ответственности товаропроизводителями. И поэтому экосбор платился в добровольно-принудительном порядке, если надзорщики все-таки выявляли нарушение, или не платился вовсе. Производители искали выгодные пути сбора и утилизации своей продукции и думали, что так будет всегда. Ведь с 2014 года практически нигде не вводились мощности по утилизации товаров, не создавались технологии, не появилось новых предприятий по переработке товаров. Все они оседали на полигонах, где и лежат до сих пор.
Даже распоряжение Правительства Российской Федерации о запрете захоронения отдельных видов отходов на полигонах ТКО никак не простимулировало производителей задуматься о качественной системе раздельного накопления отходов. При этом переработчики отдельных видов товаров, в том числе упаковки, на всех концах нашей необъятной родины докладывают, рассказывают, шепчутся о том, что у них простаивают мощности, что они теряют прибыль, что невозможно из ТКО отобрать «вторичку» хорошего качества, что затраты на ее предварительную подготовку убивают рентабельность. Но их время еще не пришло.
Сейчас оставим ненадолго РОП и вспомним, что этим же законом был введен институт регионального операторства по обращению с твердыми коммунальными отходами. Регоператоры стали единственными владельцами ТКО от контейнерной площадки до объектов обращения с отходами. Чуть позже у всех физических, юридических лиц появилась обязанность заключать договор с регоператором. И кажется, вот она ниша для производителей, можно на кого-то переложить ответственность и за сбор, и за транспортирование, и обработку, а если еще немного пообщаться, то и за утилизацию. Но нет. Опять же не время еще. Производители рисуют концепции и не видят союзников ни в лице регоператоров, ни в лице переработчиков. Только жаркие дискуссии на круглых столах и холодная война.
И вот наступил июнь 2019 года, когда наконец-то был принят многострадальный КоАП, предусматривающий ответственность производителей за неуплату в установленный
срок сбора по каждой группе товаров, непредставление или несвоевременное представление
отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров.
Ремарка. Нормативы утилизации во всех странах мира отсутствуют. Есть целевой показатель, который та или иная страна должна достичь в определенный период. Например, к 2030 году собирать и утилизировать 90% пластика, выпущенного в оборот. При этом так называемый «экосбор» платится абсолютно со всей продукции.
У нас это работает так. Производитель в среднем с выпускаемой продукции должен заплатить экосбор 5-15% – в зависимости от того, какой норматив утилизации установлен. Это капля в море.