Size: a a a

Зеленая книга

2019 November 12
Зеленая книга
Возвращение к истокам и движущим мотивам принятия 458-ФЗ, запустившего мусорную реформу, просто необходимо, чтобы понять движущие мотивы сегодняшних обсуждений. Изначально закон включал в себя только тему РОП , точнее был акцентирован даже не столько на расширенной ответственности производителей, сколько на создании экологического Фонда.

Главу по терсхемам и региональным операторам действительно писал только Минстрой, и ее логика была в создании управляемой системы, направлении отходов туда, куда нужно, а не в ближайший овраг. Эта цель достигалась локальной монополизацией (заметьте, что «монополизированный» рынок отходов на порядок меньше концентрирован, чем «конкурентный» рынок производства электроэнергии).

Задача по использованию легальных полигонов тоже решается - изучение свалок по 303 приказу Минприроды, регламентирующему временное использование старых свалок, даёт шокирующую картину того, как был устроен вывоз отходов раньше. Сейчас такие художества уже невозможны.

Действительно, 458-ФЗ никак не увязывал РОП с работой регоператоров. Это не делает закон плохим - просто невозможно все сделать сразу. Переход к региональным операторам занял 5(!!) лет. Теперь время заняться вторичными ресурсами.

А часть закона по РОП - я до сих пор считаю, что это был огромный успех, задача более сложная, чем регулирование коммунальных вопросов. То, что не сразу заработало как планировалось, тоже вполне рабочая история. Во многом, не случайная - не даром подзаконные акты выходили так сложно и долго. А сейчас просто пришло время сделать следующий шаг. Перекроить систему, построив ее по лучшим современным образцам - вон, в Германии в этом году тоже вышел новый закон об упаковке, серьезно изменивший систему, нет предела совершенству

https://t.me/greenserpent/6166
Telegram
«Зелёный» змий
#мнениеэксперта Вот, мы обсуждаем, как идет реформа по ТКО, почему она отстает, а где-то и буксует.

Но ведь все проблемы, которые вскрываются сегодня, были заложены еще при формировании отдельной главы V.I по регулированию обращения с ТКО в законе №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Почему появилась эта глава? Она должна была, по замыслу Минприроды, обеспечить выполнение РОП в домовладениях, поскольку отработанные товары и упаковка составляют не менее 60% ТКО. Естественно при этом необходимо было обеспечить выделение фракций, представленных отработанными товарами и упаковкой, и кардинальное стимулирование не только этого процесса, но и всего обращения с ТКО, включая их удаление.

Но на деле Минстрой (Алексей Макрушин просто обязан об этом помнить), эксклюзивно формировавший главу V.I, фактически ничего кардинально не поменял в неработавшем на тот момент законе №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (он действовал до 01.01.2018).

Финансовая модель обращения…
источник
Зеленая книга
Ох, много чего Зелёный змий написал, что достойно глубокого обсуждения.

В качестве быстрой реакции отмечу только, что снижение НДС в текущем исполнении даёт снижение тарифа на 2-3%, при этом создаёт жуткие проблемы администрирования регуляторам и операторам. А в ряде регионов тарифы вырастут(!!) - дело в необходимости восстановления ранее принятого к зачету НДС. Это худший пример решения задачи снижения тарифов, при том, что были и другие, гораздо более рабочие варианты, такие как установление нулевой ставки налога.

https://t.me/greenserpent/6167
Telegram
«Зелёный» змий
Что можно сделать? Во-первых, нужно больше спрашивать с регоператоров. На порядок больше и в разы жёстче. В чём сейчас явный провал.

Они не только все монополизировали, но и получили колоссальные налоговые (НДС + с прибыли) и функциональные (возможность использования свалок, не соответствующие требованиям) преференции.

Поэтому регоператоры должны вложить больше своих финансовых средств как в обеспечение операционной деятельности, так и в развитие инфраструктуры.

Во-вторых, необходимо обеспечить эффективное исполнение расширенной ответственности в домовладениях, то есть там, где отходы образуются. Хотя бы для части товаров, подпадающих под РОП.

Это можно организовать, сочетая административные меры и экономическое стимулирование. Например, хотя бы в ручном режиме, вовлекая жителей и задействовав рабочих-мигрантов! Возможно, следует установить соответствующие целевые показатели для регоператоров.

В-третьих, необходимо снижать тариф для населения за мусор в случае выделения отдельных фракций ТКО (ПЭТ, стекло…
источник
Зеленая книга
И правда, что делать с промышленными отходами? А те же шины, для которых так не хочется менять правила РОП, если не ТКО, то тогда какие, промышленные отходы?

https://t.me/circulary/243
Telegram
Циркулярка
В дополнение к предыдущему посту.
По мере того, как мероприятия в рамках нац. проекта «Экология», пусть и со скрипом, но начинают воплощаться в жизнь на место вопроса «Что делать с коммунальными отходами?» на первый план выходит концептуальный вопрос «Что делать с промышленными отходами?». И он гораздо сложнее. У нас огромные территории, где долгие десятилетия складируют промышленные отходы горнодобывающие предприятия, предприятия нефтегазового сектора, перерабатывающей промышленности. Только пять процентов всех отходов, которые образуются у нас в стране, это коммунальные отходы, все остальное - это отходы промышленного производства. Есть проблема, связанная с законодательством: если предприятие признает, что это отход, оно должно платить за негативное воздействие на окружающую среду, а это огромные деньги. Предприятия называют отходы «стратегическое сырье». Говорят: у нас кончится ископаемое сырье, которое мы добываем, и мы будем «стратегическое сырье» использовать в своей работе. Это уловка. Это мина замедленного…
источник
Зеленая книга
Друзья, ну а чем у нас не диалог? Если немножко серьезней, то за только за последние дни - WASMA, Общественная палата, большое мероприятие в РСПП, сегодняшнее обсуждение в Деловой России, ещё пяток публичных мероприятий до конца года, включая одно большое и представительное. В ППК прошли встречи со всеми участниками процесса, со многими несколько раз, мозговые штурмы собирает Минприроды. Я бы сказал, скорее надо закрывать белые пятна и раскрывать тезисы - например, конкретизировать, кто и как будет получать средства экосбора. Предстоят большие поправки в законодательство, которые технически сложны - начинаем работать над ними

https://t.me/politjoystic/11283
источник
2019 November 13
Зеленая книга
Должно быть интересно:
Федор Лукьянов, Глеб Кузнецов (ЭИСИ) и Игорь Макаров (ВШЭ).

Климатическая повестка рулит.

https://t.me/ru_global/7789
источник
Зеленая книга
Погружение в тему переработки стекла опять приводит нас к раздельному сбору. Если собирать стекло в общем контейнере, оно не только загрязняется, но и колется и измельчается при транспортировке в процессе прессования отходов. В результате, на сортировке стекло выбрать существенно тяжелее, а при ручной сортировке - еще и травматичнее. В итоге приходим к тому, что опять лучше делать как у немцев - один контейнер для стекла на 500 человек и далее - перевозка сразу в направлении переработчка (у которого стекло моется, дробится и извлекаются металлические части пробок и пр.) и стекольного завода. Иначе много стекла не собрать и не переработать. Узкое место в системе на текущий момент - переработчки, их объекты не строятся, потому что нет гарантий поставки стекла. При этом со сбытом проблем нет, стекольные заводы готовы потребить весь производимый стеклобой
источник
Зеленая книга
Депутат Нилов предлагает обязать торговые сети организовывать прием на утилизацию пластиковой и стеклянной тары. Почему бы и нет? Хотя, если честно, людем удобнее дойти до своей контейнерной площадки, чем нести бутылки в магазин
источник
Зеленая книга
Хороший вопрос от Хованской - а кто должен контролировать обоснованность расчета нормативов накопления отходов? Минстрой? Минприроды? ФАС?

Хованская считает, что Минстрой, но мне кажется, что лучший орган - ФАС, потому что вопрос нормативов - это вопрос баланса отходов, ключевая составляющая расчета тарифов. Да и контроль у ФАС существенно более серьезный, чем у ГЖИ. В отходах картинка более острая, но на самом деле, эта же проблема есть по всем абсолютно отраслям. Риски ограничения не только тарифов, но и нормативов понятны, поэтому стрит подумать и о том, чтобы ведомство отвечало и за финансовое состояние регулируемых организаций.
источник
Зеленая книга
И вдогонку от постоянного читателя - на современных сортировках стоят сепараторы органики: грохоты или дисковые сита. Бутылки в этих сепараторах почти всегда бьются и вместе  с органикой уходят на компост. Достать стекло потом из компоста нереально

https://t.me/grbook/322
Telegram
Зеленая книга
Погружение в тему переработки стекла опять приводит нас к раздельному сбору. Если собирать стекло в общем контейнере, оно не только загрязняется, но и колется и измельчается при транспортировке в процессе прессования отходов. В результате, на сортировке стекло выбрать существенно тяжелее, а при ручной сортировке - еще и травматичнее. В итоге приходим к тому, что опять лучше делать как у немцев - один контейнер для стекла на 500 человек и далее - перевозка сразу в направлении переработчка (у которого стекло моется, дробится и извлекаются металлические части пробок и пр.) и стекольного завода. Иначе много стекла не собрать и не переработать. Узкое место в системе на текущий момент - переработчки, их объекты не строятся, потому что нет гарантий поставки стекла. При этом со сбытом проблем нет, стекольные заводы готовы потребить весь производимый стеклобой
источник
Зеленая книга
Вот молодцы ребята, правильное отношение к вопросу, даже если все немного сложнее

https://t.me/energyfromwaste/206
Telegram
Zero Waste
#нампишут 🤝 Мы искренне надеемся, что прогнозы @russica2 сбудутся, и в строительстве заводов по термической переработке отходов в энергию примут участие «Интер-РАО», «En+». А благодаря существующему контракту с российским гигантом «Росатом» для заводов «РТ-Инвест» уже производят современные и высокотехнологичные котлы, которые позволят увеличить температуру переработки до 1260 градусов и уничтожить вредные вещества.

Крупные и опытные корпорации для нас - стратегически важные партнеры в борьбе с полигонами. Только совместно можно достичь «нулевого захоронения» в масштабах всей страны. И для этого понадобится построить более 100 аналогичных заводов.

Поэтому только консолидируя силы «РТ-Инвест», «Росатом», «Интер-РАО», альянс «Fortume» и «En+» возможно реализовать миссию «нулевого захоронения» к 2025 году. И встать в один ряд с такими странами как Швейцария, Германия, Швеция, Япония, Нидерланды, которые смогли увеличить процент переработки вторсырья до 50%, и еще 50% превращать в энергию.  
Даёшь #zerowaste…
источник
2019 November 14
Зеленая книга
Поздравляем Константина!! Уверен, что Константин сможет навести и порядок с региональными операторами, и реализовать прорыв в теме РОП, да и много чего еще )) Удачи и больших свершений!

https://t.me/greenserpent/6210
источник
2019 November 15
Зеленая книга
Сегодняшнюю пятницу можно отпраздновать. Не скажу, что заслужили, пока авансом

https://t.me/ligapm/435
источник
2019 November 16
Зеленая книга
Плата за негативное воздействие на окружающую среду на 95% попадает в региональный и местный бюджеты, а администрирует ее федеральное ведомство - Росприроднадзор.  Эффективно? Регионы считают, что нет
источник
Зеленая книга
Коллеги поделились прекрасной новостью.

♻ МегаполисРесурс, завод по переработке батареек в Челябинске объявляет акцию:

Готовы до конца 2019 года бесплатно вывезти и переработать любое количество батареек и аккумуляторов, собранное общественное организациями и физическими лицами по России.

Правила участия просты:
- Разместите на своём сайте или в соцсетях запись, почему вы собираете батарейки с хештегом #батарейки_всем_миром.

- Подайте заявку, которую можете найти на странице акции

Там же можно найтиподробности.
источник
Зеленая книга
Проблема пластиковой посуды не в том, что она не перерабатывается, а в том, что она не извлекается - отбирать вилки и ложки на сортировочной ленте сложно и просто не выгодно. Отказаться от них, конечно, тяжело, но как то стимулировать использование многоразовой посуды нужно - например, мало что мешает полностью перейти на многоразовую посуду аэрофлоту и ресторанам, не торгующим на вынос

https://www.rbc.ru/business/16/11/2019/5dcf18d89a7947fb136763ee?from=from_main
источник
2019 November 18
Зеленая книга
Когда традиционное регулирование не работает

Расскажу на примере сортировки отходов. При разработке основ ценообразования вопросы регулирования тарифов на сортировку отходов были решены традиционно – считаем НВВ методом экономически обоснованных расходов, индексации или RAB, делим на объем отходов, который приезжает на сортировку, получаем тариф. Все как обычно, как в других отраслях. Только из НВВ надо вычесть доходы, которые владелец сортировки получает от продажи извлекаемых из отходов вторичных ресурсов – иначе получим, что платим «в два конца».

Вроде бы все понятно и хорошо, но вот в чем проблема – чем меньше вторички извлекается и чем она дешевле, тем выше тариф.. Результат – вся торговля вторичкой идет «в черную», никто не хочет показывать объемы и заключать долгосрочные договоры поставки вторички на переработку. Да и особых стимулов сортировать нет, что уж там говорить про раздельный сбор.

Проблема в том, что мы платим за отходы, которые отсортировали, а не за вторичные ресурсы, извлеченные из отходов. Если ту же величину НВВ поделить на заявленный объем получаемой вторички, получится другая картинка. Для того, чтобы получить деньги за работу, надо будет показать белые потоки вторички, которая пошла в дальнейшую переработку и утилизацию. Чем больше извлек вторички, тем больше заработал и наоборот.

Когда мы увидим стоимость вторичных ресурсов, посчитанную таким образом, во многих случаях у нас встанет вопрос – а нужны ли нам такие сортировки, на которых извлечение из отходов тонны ресурсов стоит в пять раз выше, чем их захоронение.. Так мы получим и очень понятный критерий для отбора проектов – кто обещает извлекать вторичку дешевле (в нужном количестве), тот и должен поддерживаться. Это значит, что капитальные расходы надо будет снижать, а выход вторички – увеличивать.
Итого: стимулы к оптимизации расходов и достижению результата, обеление и развития рынка вторичных ресурсов. Стоит попробовать, как считаете?

P.S. И к вопросу единого тарифного закона – регулирование опять не ложится в единые рамки, снова отраслевые особенности, от которых так хотели уйти..
источник
Зеленая книга
Что уж там, шокируеще это все, конечно. Ну вот, кстати, батька Лукашенко легко у себя может прокрутить что-то подобное, и ничего, стерпим

https://t.me/energytodaygroup/7824
Telegram
Energy Today
Их нравы. На это раз про полномочия по установлению уровня выбросов. И так, сегодня штат Калифорния заявляет, что прекратит все закупки для собственных нужд автомобилей GM, Toyota и Fiat Chrysler и других автопроизводителей, поддерживающих Трампа в позиции, предполагающей лишение штатов полномочий по регулированию уровня выбросов автомобилей. Пишут, что с 2016 по 2018 год Калифорния приобрела у GM автомобилей на $58,6 млн, на $55,8 млн у Fiat Chrysler, на $10,6 млн у Toyota и у Nissan на $9 млн. Не мало. А сейчас, члены ассоциации Global Automakers поддержали идею администрации Трампа запретить Калифорнии устанавливать более жёсткие стандарты на автомобильные выбросы, чем предложенные Вашингтоном национальные стандарты. Начиная с января, штат будет покупать только у автопроизводителей, которые признают полномочия Калифорнии устанавливать собственные нормы выбросов и заключили соответствующее соглашение с Калифорнией. В число таких производителей вошли Ford, Honda, BMW и Volkswagen. Сепаратисты, какие то. А он…
источник
2019 November 19
Зеленая книга
Завтра на комитете РСПП по экологии будет жаркая битва вокруг расширенной ответственности производителей. Один лагерь за то, чтобы сохранить существующую систему и усилить контроль, другой - за радикальную реформу. Для лучшего понимания - мнение одного из ключевых секторов - переработчиков макулатуры
источник
Зеленая книга
источник
Зеленая книга
10 декабря в Москве на общероссийском форуме «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» обсудят привлечение инвестиций в ЖКХ, сферу обращения с отходами и благоустройство городов.

В повестке форума – инвестиции в коммунальную сферу, тепло- и водоснабжение, «умный город» и «цифровой регион», энергосервисные контракты, обращение с отходами, судебная практика.

В рамках форума пройдет совещание ППК «Российский экологический оператор».
Среди спикеров – представители профильных ведомств, госкомпаний и финансирующих организаций, операторы и эксперты.
Подробная программа мероприятия на сайте https://p3operator.ru   Для подписчиков телеграм-канала действует скидка 15% по промокоду РОСИНФРА
источник