Похоже, одной из особенностей выборов 2019 года на уровне кампаний в Госдуму и Заксобрания станет тестирование в боевых условиях разных типов "новых лиц". С тем, чтобы технологи власти могли определиться, на какой тип кандидатов делать ставку на выборах в Госдуму в 2021 году - в том числе и в рядах «системной оппозиции», которой предстоит наконец пережить кадровое обновление, давно ожидаемое, но всё откладываемое.
В качестве новых публичных лиц от левой оппозиции избирателю предлагаются медийные фигуры, хорошо знакомые аудитории политических ток-шоу «Первого канала» и «России 1» в последние годы, но далёкие от низовой работы в регионах и не связанные с этими партиями. В Госдуму в Хабаровском крае от КПРФ идёт бывший дипломат Николай Платошкин. «Справедливой России», как стало известно, на выборах в Заксобрания намерен помогать другой завсегдатай федерального ТВ – Никита Исаев, одно время претендовавший на лидерство в «Родине».
Подобный тест мы видели и на выборах в Госдуму в 2016 году, но тогда ставка левой оппозиции на медийных кандидатов не сыграла. Экономист Михаил Делягин остался за бортом Госдумы по списку «Справедливой России», а известный интеллектуал Анатолий Вассерман проиграл в "пролетарском" округе в Москве малоизвестному единороссу. Из новых медийных лиц от левых партий Госдуму тогда украсил только Сергей Шаргунов – но только по списку КПРФ. Немного не хватило для победы в округе военному журналисту Игорю Коротченко, ярко мелькнувшему в кампании «Родины».
В Москве же «эсеры» - как и в далёком уже 2011 году – сейчас и вовсе мимикрируют под умеренно демократическую оппозицию, выдвигая блогера Лесю Рябцеву и несколько мундепов из списка «Объединённых демократов», роль которых в своих округах сведётся к спойлерству против основных кандидатов оппозиции.
Что характерно, экспериментов с раскруткой нового «социального предпринимателя» вроде Павла Грудинина, который был признан опасным для власти в 2018 году, левые партии в этом году не планируют. Похоже, не увидим мы в числе кандидатов от КПРФ и журналиста Максима Шевченко, который год назад проявил себя во Владимирской области и внёс свою лепту в поражение действующего губернатора.
Ну и, конечно, никакие эксперименты не нужны ЛДПР, пока в публичной политике остаётся человек-бренд Владимир Жириновский.
Свой тест в 2019 году проводят и в «Единой России». В четырёх регионах, которые – кроме Орловской области – относятся к проблемным для партии, выдвинуты кандидатов совсем разных типов.
В округе малых городов в Свердловской области это только завершивший карьеру спортсмен Антон Шипулин. Возможно, через пару лет «Единой России» сможет выставить полноценную биатлонную эстафетную четвёрку, ведь в Госдуме уже есть два прославленных биатлониста – однако и Сергей Чепиков, и Владимир Драчёв пришли в парламент далеко не новичками в политике и госуправлении.
В кризисном для партии Хабаровском крае - певица в народном стиле русского шансона Вика Цыганова, которая, впрочем, уже успела публично абстрагироваться от «Единой России».
В Новгородской области, где осенью партия проиграла городские выборы, используется распространённый сценарий из 2016 года, когда в Госдуму переводят бывшего многолетнего мэра областного центра Юрия Бобрышева (раньше в этом часто были заинтересованы губернаторы, чтобы завершить реформу МСУ и удалить из региона потенциального соперника).
Наконец, в консервативной Орловской области и выбор партии напоминает консервативные 2014-2016 годы – ректор областного университета Ольга Пилипенко.
Ну а в Москве «партия власти» тоже проводит своеобразный тест. Список лояльных "новых лиц", которые в иные времена вполне могли пойти на выборы от «Единой России», чётко разделяется на «социальщиков с земли», врачей и руководителей центров соцобслуживания (консервативная модель) – и медийных кандидатов «из телевизора», которых привычнее видеть на выборах в партсписках, а не округах (новый подход).