ИТОГИ ГОДА. Партстроительство
Анализ провел доктор политических наук Дмитрий Нечаев.
📍Подводим итоги уходящего 2021 года. Политолог
Дмитрий Нечаев специально для ПП проанализировал за этот период российское партстроительство. Он выявил несколько сразу несколько моментов, которые изменили партийную картину в стране.
📍2021 год показал, что три партии однозначно стали партийными машинами. В свое время русский политолог
Моисей Острогожский ввел понятие «кокус». То есть, партийной машины. Таковыми в уходящий период однозначно стали три партии: «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. При этом из них наиболее успешным проектом в 2021 году стала КПРФ.
📍Уходящий год стал для партий переломным в части оформления всей партийной системы. Политологи называют ее партиомой. Так вот, российская партиома начала тренд движения от 1,5-партийной системы к 2,5-партийной системе. Во втором случае двумя партиями являются «Единая Россия» и КПРФ, а половинка – это другие парламентские партии: ЛДПР, «Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди».
📍Третий вывод состоит в том, что параллельно стали формироваться партии-конструкты. Таковой, например, выступила «Справедливая Россия – За правду». Все видели, как накануне выборов сентября-2021 партия «Справедливая Россия» произвела ребрендинг, куда вошло движение «За правду»
Захара Прилепина и «Патриоты России»
Геннадия Семигина. То есть, прежняя СР
Сергея Миронова не была окончательно сформировавшейся партией. Конструирование же по новому образцу показало, что «Справедливая Россия – За правду» не является партийной машиной.
📍Партия «Новые люди» стала той структурой, которая сформировалась на правом либеральном фланге. Вместо «Яблока», которое до 2003 года солировало в Госдуме подобную повестку. Теперь либеральную функцию на себя взяла партия «Новые люди».
📍Все остальные партии (а их чуть более 30) – это так называемый политический эскорт в нынешней партиоме. 2021 год показал, что им потребуются сверхусилия или закачивание серьезного административно-финансового ресурса, чтобы они хотя бы преодолели 3-процентный барьер, а значит смогли бы получать госфинансирование. Либо умелые политтехнологи должны сконструировать будущее этих партий.
📍И еще в 2021 году наметилась одна интересная, но противоречивая тенденция. Она заключается в том, что многие парламентские и непарламентские партии сумели использовать свои шансы попасть на выборах в региональные заксобрания. Во многих местах была очень сильная политическая конкуренция. К примеру, в Липецке очень мощно выстрелила КПРФ.
📍Но этот тренд очень сильно удивил и озадачил экспертов, близких к АП. И тут же в системе партийно-политического маятника появилась установка для российских регионов на изменение выборного законодательства. Теперь субъекты РФ могут вообще отказаться от партийных списков. Это, конечно, мощно ударит по многим партиям. Те, кто сумели прорваться в региональные ЗакСы в сентябре 2021 года, лишаться в будущем этой возможности. У «Единой России» в одномандатных округах останется самая мощная сила – административный ресурс, а других - не будет ничего. Может быть, отдельные исключения все же будут происходить в крупных городах. Однако в целом по стране станет доминировать только партия власти.
ПП.