Несколько слов о прямом эфире Малахова и реальных фактах
Вчерашняя передача с Малаховым о наводнении в Иркутской области оставила осадок. Казалось и невнятным экспертам, да и самому ведущему тема была как-то неинтересна. То ли дело чужие постели! И создалось впечатление, что собственно программа была построена на линии: замочить Болотова, а не разобраться в истинных причинах трагедии. Не были названы лица, которые должны были в большей степени подвергнуты критике за пресловутую дамбу, строительство которой, попросту говоря, было прямым распилом средств. Давайте углубимся в историю.
Итак, строительство этого сооружения из глины и мусора с радиоактивным камнем из Манутского карьера приходится на 2008 год.
Область тогда возглавлял губернатор Есиповский, а его первым заместителем был не кто иной, как наш красавчик Сергей Сокол, который после гибели Есиповского стал и.о. губернатора вплоть до 8 июня 2009 года. Именно при них был защищен проект и построена и принята дамба.
Может быть, именно причастность Сокола к этому сооружению и понесла его в пик наводнения именно в Тулун, где он был зафиксирован в героической позе на лодке.
Почему об этом никто не спросил и.о. губернатора того времени а ныне председателя Заксобрания Иркутской области Сергея Сокола – вопрос, конечно, интересный.
Кстати, из документа МЧС под названием «Перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружение, поднадзорные Ростехнадзору и подлежащие декларированию безопасности, и график предоставления деклараций безопасности в 2019 году» стало известно, что еще в марте 2019 года истёк, так сказать, срок её годности.
В январе 2018 года администрация городского округа мунобразования Тулун провела конкурс на «Изготовление декларации безопасности гидротехнического сооружения защитной дамбы на реке Ия» на сумму контракта в 470 950 рублей. Срок исполнения госзаказа — январь 2019 года, а выиграл аукцион (другие участники тоже были) «Инженерный консалтинговый центр «Промтехбезопасность», находящийся в Москве.
Как сообщил руководитель Центра специальных проектов «Промтехбезопасности» Геннадий Косенко, фирма контракт не выполнила. Однако не по своей вине. «Все вопросы к Администрации. Они нам не предоставили исходной документации, что предусмотрено контрактом», - сказал Косенко.
Замдиректора «Промтехбезопасности» Александр Малахов пояснил, что изготовление декларации безопасности - «это бумажный вид работы», а на месте работают подрядчики. «Один из этапов подготовки декларации - - составление акта предекларационного обследования, им занимается комиссия, в состав которой входят экплуатирующие организации - Ростехнадзор, МЧС и представители экспертной организации, которых мы привлекаем. Они проводят акт визуального состояния, не более. Ничего не бурят», - сказал Малахов. Собственно, ничего этого в рамках госконтракта сделано не было.
Таким образом, можно предположить, что дамба пала не только в результате удара стихии, но и в результате пресловутого «человеческого фактора»: не проведения в срок соответствующих проверок.
Однако здесь есть ещё и другая сторона вопроса. Именно дамба явилась причиной разрушительности потока в пойме, потому что она создала преграду для воды, которая исторически заходит в Тулун с северной стороны – со степи и улицы Юбилейной, той самой, которой теперь не существует. Дамба преградила сток воды, а потом стала причиной водопада со стороны реки. Дома оказались под двусторонним потоком воды, напор которой увеличился из-за искусственной преграды.