Топ-5 политических событий Республики Саха (Якутия)
В Якутии бунтовали, но, в основном, развивали старые и новые производства. Удивляли мир инновационными установками, работающими на альтернативных источниках энергии, проводили скоростной интернет. В подборке пять самых значимых событий 2020 года:
1. Утверждена Стратегия развития Арктической зоны Якутии. Документ разрабатывали с 2018 года. Он направлен на 13 муниципальных районов, которые разделены на Анабарскую, Ленскую, Янскую, Индигирскую, Колымскую группу улусов. В Стратегии задано 5 векторов развития – социальный, промышленный, транзитный, экологический и инновационный. Прописана модернизация аэропортов, развитие малой авиации, восстановление регулярного судоходства по Северному морскому пути. Также в документ включено строительство дорог, доступный интернет, участие предприятий в развитии инфраструктуры региона, поддержка коренных народов. Особое внимание уделено развитию научного потенциала – созданию НОЦ «Север» и формированию в Тикси международного исследовательского центра.
2. Кризис «АЛРОСЫ». Продажи крупнейшего алмазодобытчика мира начали снижаться еще в феврале, а в апреле почти остановились. Это продолжалось несколько месяцев. Кризис, вызванный пандемией и ограничительными мерами, сказался на дивидендных выплатах, понизились цены на акции «АЛРОСЫ». Рассматривался вопрос о государственной поддержке. Глава компании Сергей Иванов предложил Минфину РФ купить алмазы на 1,7 млрд долларов, это полугодовая выручка компании. Решение лоббировал и глава Якутии. Но в итоге обошлись без этой меры. С сентября 2020 года началось постепенное восстановление спроса. Впрочем, если ситуация опять ухудшится, то «АЛРОСА» намерена воспользоваться господдержкой в 2021 году.
3. Бунт работников на Чаяндинском месторождении. В апреле на подрядных организациях «Газпрома», работавших на месторождении, была выявлена вспышка ковида, заболели более 100 человек. У остальных 10 с половиной тысяч взяли анализы и решили не выпускать из Ленского района. При этом никакого разделения больных и здоровых не было. Рабочие опубликовали в соцсетях открытое письмо о незаконном удержании, организовали пикеты на дорогах. В результате началась прокурорская проверка, было решено доставить на месторождение мобильный госпиталь. Айсен Николаев пояснил, что людей не вывозили, потому что не было результатов анализов. Кроме того, требовалось время на подготовку больниц. Бунт закончился на четвертый день, когда представители «Газпрома» и властей заявили, что требования рабочих будут исполнены.
4. Ленский мост. Объект вошел в нацпрограмму развития Дальнего Востока, но финансирование проекта не было заложено. Самостоятельно построить мост через Лену Якутия не может – для этого надо 80 млрд рублей. Весной губернатор Якутии Айсен Николаев подписал концессию на строительство моста с группой «ВИС», но на федеральном уровне поддержки не было и ничего не вышло. Якутский проект стал казаться совсем уж призрачным, но в конце года межведомственная комиссия Минтранса РФ одобрила проект строительства, вдобавок Сбербанк выступил финансовым партнером концессионного соглашения. Так что вновь появилась надежда на включение в список федеральных программ и частичное финансирование.
5. Лоббирование альянса перевозчиков. Весь год шли споры об организации авиаперевозок на Севере и Дальнем Востоке. Айсен Николаев продвигал Альянс перевозчиков на базе нескольких региональных авиакомпаний во главе с компанией «Якутия», принадлежащей «АЛРОСА». В итоге победил проект с «Авророй», за которым стояли Минстрой, полпред Юрий Трутнев и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Курировать компанию будет Миндаль, субсидировать рейсы – государство. Планируется обслуживать 2 млн пассажиров. Для этого задействуют 186 самолетов. 53 из них будут отечественными. В перечень наверняка попадут «Суперджеты» «Ростеха». Зато в маршрутную сеть включены 410 труднодоступных населённых пункта.
С морским приветом,
@sevmorput