Я держалась целый день и об этом не думала, но тут Глеб Кузнецов написал пост, с которым я полностью согласна умом и ужасно приуныла сердцем.
Когда я училась в университете на факультете политологии, мы не думали о религии - применительно к собственной жизни - вообще никак и никогда. "Религиозные конфликты", "религиозные войны" - все это было в учебных курсах, мы про это читали. Как про явление, уходящее в прошлое. Как про приметы дикости и наследие мрачных времен, которое обязательно исчезнет. Потому что светская этика, права человека, гуманизм и диалог. Ну какое "люди режут друг друга, потому что у них разная религия".
Сейчас я понимаю, как сильно мы были индоктринированы и какими котиками-романтиками мы были.
Любопытно при этом, что национальные конфликты мы понимали лучше, и актуальность их признавали. На нашей памяти было Косово, мой мальчик писал на эту тему диплом.
Глеб пишет о том, что "нации" в современном театре политических интерпретаций уже не в моде. Теперь конфликты обсуждают через религию - и понятно, что это усиливает религиозные основы конфликтов, прибавляя им веса через внешнюю оптику медиа.
Чем больше мы согласны с тем, что это конфликт "мусульман" и "буддистов", тем больше люди чувствуют себя именно "мусульманами" и "буддистами", а не "рохинджа" и "бирманцами". Иначе говоря, сейчас прогрессивные аналитики западных СМИ льют воду на мельницу религиозной войны. Признавая реальность чего-то, мы это усиливаем.
И я смотрю на это, давно закончив университет, и чувствую себя как тот чувак, которому в 2000 году обещали полную футуристическую утопию с флаерами (не теми, которые в кофе-хаус, а которые летают в фантастических романах). А получил он тот же троллейбус у дома, только теперь плохо ходит, а внутри гопники дерутся.
https://www.facebook.com/gleb.kuznetzov/posts/1414048595383172