Как-то поздней весной, когда только подсохла слякоть, папа дома вдруг меня неожиданно спросил – хочешь посмотреть на личный вертолет Брежнева?
Откуда, как? Надо сказать, что хоть я был еще мелкой школотой, но имя Брежнева конечно был не пустой звук – я до сих пор отчетливо помню, как ноябрьским вечером в день смерти генсека я брел домой из школы с продленки и смотрел на самое яркое в году в Якутии ноябрьское небо, полное звезд и со следами северного сияния. Шел и думал, что завтра этого ничего уже не будет, так как умер дорогой Леонид Ильич. Всё увы, закончилось на этом свете. И чем ближе был мой дом, тем медленнее был мой шаг и жаднее взгляд в звездное небо.
Поэтому словосочетание «вертолет Брежнева» вызвало жуткий интерес. Мы пошли на вертодром и его было видно издалека, т.к. он был в красивой бело-синей аэрофлотовской ливрее. У нас таких Ми-8 не было ни разу, все либо зеленые самых первых поступлений, либо более поздние «полярники». В такой ливрее было пару-тройку Ми-6 и несколько Ми-2, но на Ми-8 она смотрелась по-особенному, и непривычно. Вблизи бросились другие детали – квадратные иллюминаторы (такие видел впервые), необычный трап-дверь, и даже виброгасители над лопастями бросились в глаза, как странная корона. Папа мне тогда объяснил принцип их действия, я это помню. У нюрбинских Ми-8 такого устройства на тот момент не было ни у одного.
Почему-то я всегда был уверен, что салон еще не был демонтирован, вертолет только пришел в Нюрбу из Москвы в тот день, или накануне. Но сейчас, копаясь в воспоминаниях, я честно не помню что было в салоне. Если бы там был ВИП-салон, я бы наверное запомнил, потому что внутри я точно был. Возможно, он шел к нам через Якутск, где салон уже демонтировали, как это было с другими «генсековскими» бортами, попадавшими в гражданку. Кстати, это видимо была обычная практика – сняли Хрущева, и самолеты из его обоймы разошлись по стране, в том числе попали и в Якутию. Поле смерти Брежнева нам достался его Ми-8. Вероятно, новые хозяева страны предпочитали не летать бортами их предшественников. Да и по статусу у них наверное были привычные им закрепленные, почти аналогичные. Может им давали новые машины с салонами, учитывающих вкус новых генеральных секретарей. Но факт в том что и самолет Хрущева и вертолет Брежнева в Якутии – это не выдумка. Первому – свидетельства моего папы, второй я видел сам, и был внутри.
Мне очень хотелось полетать на этой машине Брежнева, помню что папу очень просил об этом. Но тогда уже строго было с несанкционированным наличием детей на борту, и после этого меня папа брал с собой всего лишь раз, уже перед моим отъездом из Якутии.
ВИП-салон всё же в любом случае был демонтирован, вертолет далее летал как обычный грузовой. Где-то через полгода он перестал появляться в Нюрбе, перелетев на один из приписных Нюрбинского ОАО, скорее всего в Кызыл-Сыр. Слышал, что он потерпел какую-то аварию когда высаживал пожарную бригаду в горящей тайге. Говорили, что даже сгорел там. Точная его судьба мне была неизвестна до настоящих времен. Вероятно, после ремонта на АРЗ (возможно после той аварии в тайге) его передали в Сыктывкар, где он и пролетал до списания. Нюрбинских его фото у меня нет, есть только найденная в сети фотография времен его работы на Сейшельских островах под флагом одной из местных авиакомпаний «Seagull Airways».
А в тот день первого знакомства с этим бортом (это был май 1984 года, как подсказали современные справочники) я еще фотографировался сидя на его левом баке, хорошо это помню. Правда кто фотографировал и где эта фотография - мне неизвестно.