ФНС в Письме No СД-4-3/2899@ от 20.02.2019 объяснила:
1. Договор с самозанятым можно заключить в простой письменной форме. Причем это необязательно должен быть один документ, подписанный двумя сторонами. Это может быть обмен письмами, телеграммами, телексами, телефаксами, электронными документами. Главное, чтобы можно было достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Сделки, исполняемые немедленно, могут заключаться в устной форме.
2. Для того чтобы учесть расходы на услуги самозанятого, обязательно нужно получить от него чек из приложения «Мой налог». Если нужно, можно по желанию дополнительно оформлять акты выполненных работ. Но одних актов недостаточно. На каждую оплату должен быть чек, иначе расходы не примут.
3. Если уже есть действующий договор с ИП, который раньше применял другую систему налогообложения, а теперь перешел на НПД, перезаключать договор не нужно. Но если до этого он применял ОСНО, и цена включала в себя НДС, то лучше оформить дополнительное соглашение и прописать там новую цену без НДС.
4. Распечатывать чек необязательно. Самозанятый должен или его отправить в электронном виде, или дать возможность покупателю считать QR- код. Хранить чеки можно и в бумажном, и в электронном видах.
5. Если рассчитываетесь с самозанятым наличными, чек он должен дать сразу. Если перечисляете по безналу – чек надо выдать не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором были перечислены деньги.
6. Если агент реализует товары в интересах самозанятого, тогда самозанятый не должен выдавать чек покупателю, но агент должен использовать кассу, если у него нет освобождения по закону.
7. Если самозанятый не выдал чек – это нарушение, он обязан это сделать. Можно сообщить об этом в ФНС, в том числе через сервис «Обратиться в ФНС России».