Ребята из
@truesharing собирают мнения про каршеринг и «свободу», которую он даёт (или нет). Я тоже попытался сформулировать (
vc.ru/168763), чем каршеринг является для меня.
1. ОптимизацияС личным автомобилем маршруты всегда должны иметь форму замкнутого круга — нужно обязательно вернуться обратно к машине. С каршерингом можно двигаться в любом направлении, понимая, что в конце маршрута могу вновь сесть в автомобиль и отправиться домой.
У меня даже появились свои лайфхаки. Для пробежки выбираю случайную точку и бегу к ней, чтобы затем вернуться обратно на каршеринге (важно только перед этим хоты бы километр пройти пешком, чтобы остыть).
Плюс каршеринга в том, что он не принуждает использовать его постоянно. Можно приехать на встречу на каршеринге, а уехать на метро. Проехать половину маршрута на машине, устать от пробок, припарковаться и поехать дальше на велосипеде. Каршеринг даёт свободу выбора при планировании дня и оптимизирует весь город.
Обычно машины просто занимают место в городском пространстве, потому что работают по назначению пару часов в день. Каршеринг же отвозит нас куда нужно, и пока мы занимаемся делами, использует автомобили для поездок других пользователей. Для задачи «доехать на отдельном автомобиле из точки А в точку Б» ему нужно меньше машин и парковок.
Можно посмотреть еще глобальнее: в каршеринге всё построено вокруг оптимизации. Автомобили заправляют прямо в городе, за техническим состоянием и чистотой следят алгоритмы. Всё это помогает тратить свободное время на что-то более интересное, чем многочасовое ожидание в сервисном центре.
2. ТехнологииБлагодаря каршерингу автомобили для меня стали «умнее». В любой момент в приложении на карте я могу посмотреть, где припаркована машина, удаленно включить обогрев или охлаждение, открыть или закрыть её без ключа.
И это не список опций в комплектации премиум-автомобилей, а вполне привычные функции каршеринговой машины с телематическим оборудованием.
Каршеринг соединил интернет-сервисы, которые умеют делать понятные продукты быстро и качественно, и автомобили, мимо которых прошла интернет-революция. Уверен, мы получили далеко не все плоды от этой синергии.
3. БудущееОткрываю автомобиль с помощью «умных» часов, сажусь в кресло, которое уже настроено под меня. Как и руль, зеркала и кондиционер. Умный помощник говорит «У вас 3 новых сообщения» и включает трек, на котором я остановился перед тем, как снять наушники.
Звучит как фантазия из фильма про будущее, но в каршеринге уже многое из перечисленного реализовано. Машину можно открыть по Bluetooth, она умеет здороваться по имени и включать мою любимую радиостанцию. И всё это появилось за последние несколько лет. Дальше должно быть еще интереснее.
4. ОграниченияНо прежде чем уехать в далекое будущее, нужно решить несколько актуальных проблем, которые не дают мне назвать каршеринг «свободой», не добавив несколько «но».
Одна из самых занудных для меня вещей в каршеринге — это осмотр машины перед арендой. Поездка начинается не с нажатия кнопки «Старт», а с гуляний вокруг в поисках каких-нибудь потертостей или царапин. В автомобилях нет датчиков загрязнения, сенсоров, которые бы определяли запах сигарет в салоне, камер, распознающих состояние кузова и салона, — всё эту работу приходится делать за них.
Во-вторых, машина не умеет работать с недобросовестными водителями. Сервисы отслеживают странное поведение через телематическое оборудование и работают с их рейтингом: закрывают доступ к машинам более высокого класса, блокируют или звонят. Но они не ограничивают максимальную скорость, не регулируют динамику разгона для нарушителей.
В-третьих — зоны. Каждый год каршеринги расширяют зоны использования, но до тех пор, пока на машине нельзя будет поехать куда угодно — это не настоящая свобода.
Впрочем, перечисленные ограничения — лишь задачки в бэклоге, с которыми предстоит разобраться в будущем. В целом же каршеринг — важный шаг к «умному» транспорту, к беспилотникам и комфортной городской среде, к будущему, свободному от пробок, парковок и стресса, связанного с любыми перемещениями на машине.