ДП
Во всех нормативных документах как внутри страны, так и ратифицированных Россией – везде говорится о запрете пыток и иного недопустимого обращения.
Но за последние годы в России вскрылось большое количество фактов пыток в различных колониях и СИЗО. Напомню громкое дело в одном из ОМВД Казани, где подозреваемого пытали бутылкой. Недавно вскрывшиеся факты пыток в колониях Ярославской, Омской, Челябинской областях. Лично я знаю факты избиения и пыток в московских СИЗО. В Ингушетии на 7 лет осуждён начальник ЦПЭ и его подчиненные за пытки, что в результате которых подозреваемый скончался.
Как думаете, можно все это квалифицировать, как превышение должностных полномочий? Конечно же, нет. Сравним: бухгалтер подписала документ, который не имела права подписывать и тем самым причинила ущерб – превышение полномочий. Оперативник во время допроса одевает подозреваемому пакет на голову и подключает провода между ног и подключает к электричеству. Тоже превышение? А может, кто-то мне скажет, что это истязание – статья 117 УК РФ?
ФСБ и МВД считают такую статью чрезмерной. Они ссылаются на часть вторую 117-й статьи УК, где есть пункт «д» - «с применением пытки», а в примечании к этой статьи разъясняется, что такое пытка: «под пыткой в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях». Наказание от 3 до 7 лет.
К примеру, для сравнения в США пытка - это деяние, совершенное лицом, действующим под прикрытием закона, специфически направленное на причинение серьезного физического или морального страдания другому лицу, находящемуся в заключении или под его физическим контролем. Наказание - лишения свободы на срок до 20 лет, а в случае смерти заключенного — лишение свободы на любой срок вплоть до пожизненного или смертная казнь.
Тут важно правильно квалифицировать деяние – это не просто истязание, это действие «под прикрытием закона», это нахождение в заключении, это полная физическая зависимость, это невозможность жертвы защититься. Все эти признаки должны быть квалифицирующими для пытки.
Знаете, сколько дел по истязанию «с применением пыток» или «в связи с осуществлением служебной деятельности» рассмотрено в Москве за последние 5 лет? Ноль.
Пандемия показала, что при желании можно внести изменения не только в уголовный кодекс, но и даже в Конституцию.