В этом интервью
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/10/11/74156-slishkom-bolshie-chtoby-upastпримечателен один психологический феномен, выраженный в вопросе «Почему проблемы испытывают только частные банки?».
Действительно, большая часть общества живет в убеждении, что госбанки стабильны, устойчивы, надежны и эффективны, а все зло - от частных инвесторов. Кстати, руководство госбанков активно пропагандирует этот миф, используя громкие отзывы лицензий или санации.
Особенно в этом преуспевает руководство второго по величине госбанка - группы ВТБ. Так, например, Андрей Костин пару лет назад заявил, что как минимум 570 банков из действующих тогда 774 кредитных организаций занимают всего 3% активов системы и «просто не нужны», потому что «засоряют банковский сектор» и являются «постоянной клиентурой АСВ и Центрального Банка». Так же рассуждал всегда и глава ВТБ-24 Михаил Задорнов, критикуя такое положение вещей, при котором госбанки, которые никогда не лишатся лицензий, «оплачивают» уход с рынка проблемных игроков, финансируя фонд страхования вкладов.
Казалось бы, справедливое возмущение, да вот только почему-то в этих речах руководство госбанков никогда не вспоминает о том, сколько государство напрямую тратит на поддержание их собственной устойчивости. Сколько лет госбанки ВТБ, Россельхозбанк и квазигосбанки - Новикомбанк, «Российский капитал», «Ак Барс», Связь-банк и «Глобэкс» как паразиты питаются денежными дотациями на десятки, а то и сотни миллиардов рублей и только за счет этого, по сути, и выживают. Эта поддержка идет на закрытие таких же масштабных «дыр», как и те, что вскрываются в частных банках. То есть, по сути госбанки (за исключением Сбербанка) живут в режиме постоянной скрытой санации, правда, считают это абсолютно справедливым и, не стесняясь, заявляют рынку: «Банковский бизнес – это все-таки не булки выпекать. Здесь нужны профессиональные кадры» (цитата А.Костина). И даже странно, что ежегодно лавры «лучшего банкира» современности достаются главе самого убыточного Россельхозбанка, а «профессионального» Костина обходят вниманием...
Такая практика воспринимается как норма, общество верит в госбанки как оплот надежности - государство как акционер поддерживает своих «дочек», но хочется спросить - за чей счет и ради какого великого смысла?