Поговорил с видным экспертом в области русского искусства, антиквариата, автором многочисленных книг и альбомов. Поскольку он работает с музеями, он предпочел оставаться анонимным. Но мне хорошо известен, дает мне советы по частной коллекции.
- Мог ли это быть заказ на картину от коллекционера?
- Правила антикварного рынка таковы, что никто не будет держать у себя вещь, которую нельзя продать. Могут держать краденное, да, но краденное продать можно. Похищенное публично продать нельзя. Единственное исключение в данном случае - мировые шедевры. Их могут брать для частной коллекции с тем, чтобы даже родственникам не показывать. Поэтому, например, ходят разговоры, что "Данаю" при ресторации заменили на копию. Даже называли человека, у которого лежит отреставрированный оригинал, но это байка. Похищенная картина "Ай Петри. Крым" не является шедевром и не может быть жемчужиной частной коллекции. Соответственно, она интересно только с точки зрения инвестиций в искусство. Но, понятно, что сейчас ее цена в этом смысле ноль.
- Как вообще могли похитить картину, почему это стало возможным?
- Обратите внимание, что публично воруют или портят картины обычно душевнобольные люди. Для них это способ самовыражения и самореализации. Проблемы воровства картин в ходе экспозиций нет, есть единичные случаи, связанные с отсутствием защиты от дурака. Беда настоящая - кражи из запасников, в том числе тех предметов, которые публика никогда не видела, часто это совершенно уникальные вещи по цене выше картины Куинджи. И защищать надо прежде всего запасники силами как музеев, так и правоохранительных органов. Здесь важно проводить оперативную работу по разоблачению банд, состоящих из черных антикваров и работников музеев.
- Правда ли, что многое в музеях, что выдается за оригинал, копии?
- Такое есть, но оно не носит массового характера, поскольку, повторю, главное что покидает стены музеев, это предметы из запасников, причем, пропажи вскрываются спустя несколько лет, когда предмет уже несколько раз продан.
- Могли ли картину Куинджи поменять на копию?
- Так картины на копии не меняют, потому что после кражи она попадает в руки правоохранителей, а не прикормленных черными антикварами экспертов, которые могут дать любое заключение. При экспертизе с применением современной аппаратуры даже вы сами сможете отличить копию от оригинала.
- Кто вообще должен отвечать за сохранность картин в музее?
- За внутреннюю безопасность отвечает руководство музея и его охрана. То есть снятая картина - вина музея, конечно, равно как и вырывание полотна из рамы при всем честном народе. А вот за то, что картина покинула стены Третьяковки, отвечает уже Росгвардия, которая охраняет здание. Надо отметить, что проблема вневедомственной охраны в том, что люди не обучены охранять музеи и объекты культурного наследия. Сегодня он охраняет завод, а завтра музей. Хотя даже занимающиеся охраной денег инкассаторы проходят специальную подготовку, поэтому из банка вы чужие деньги вынести не сможете. Музеи охраняют те люди, которые вчера охраняли заводы и боролись с тем, чтобы рабочие не выносили гайки.