Итак, обещанный рассказ про пилотируемую и беспилотную космонавтику.
Спор на тему, кого запускать в космос, человека или беспилотник, начались значительно раньше полетов на орбиту. Основ для дискуссии было две.
Во-первых, в послевоенное время начала бурно развиваться электроника, и возможности по удаленному и программному управлению полетом становились год от года все шире и лучше. Полет человека означает значительно большую грузоподъемность носителя - потому что с собой надо тащить систему жизнеобеспечения. Автомат в таких особых условиях не нуждается.
Во-вторых, ракетами и в США и в СССР занимались летчики и артиллеристы. И для летчиков ракета была в первую очередь сложным космолетом, а для артиллеристов - сложным снарядом. В США преобладали скорее летчики, а у нас - артиллеристы, но и там и там обе точки зрения были.
Выбор между человеком и навигационной программой учитывает и еще одну дихотомию. Машина в штатных обстоятельствах способна действовать точнее и безпуречнее человека. Управление космическим кораблем совсем не интуитивно, так как существует такая штука, как небесная механика. С ростом скорости радиус орбиты растет, и попасть в нужную точку, будь то Луна или стыковочный узел, человеку на ручном управлении трудно. А попытка часто одна, хорошо две, так как реактивную массу тоже надо на орбиту тащить, и заканчивается она стремительно. Когда США и СССР стали планировать Союз-Аполлон, выяснилось, что наши конструкторы автоматизировали все куда сильнее, чем американские, и
пилотам корабля "Аполлон" пришлось тягаться с машинами "Союза". Но с другой стороны, в нештатной ситуации человек может спасти положение (в известных пределах, но может, как показали Аполлон-13 и Союз-6).
Глобальный вопрос, который стоит сейчас - это что человеку собственно делать в космосе и на Луне? Американцы, высадившись на Луну, так применения своему достижению и не нашли. Орбитальные станции намного дешевле и продуктивнее дальних полетов, но и их производительность ниже, чем те знания и та польза, которую приносит рой орбитальных аппаратов, которых вокруг земли летают тысячи. Спутниковая навигация и спутниковый мониторинг (съемка и пр.) - это кардинально новое качество бытия.
Самое главное, что казалось бы, кому быть большими сторонниками, нежели космонавтам? Им-то просто хочется летать между звезд. Но даже они, подумав всерьез и без эмоций, не всегда поддерживают пилотируемую космонавтику. Вот пример - пилот лунника Аполло-8 Билл Андерс. Этот человек до орбиты Луны долетел... и говорит, что полетали, и хватит.
Anders, 85, said he's a "big supporter" of the "remarkable" unmanned programs, "mainly because they're much cheaper" but he says the public support simply isn't there to fund vastly more expensive manned missions.
"What's the imperative? What's pushing us to go to Mars?" he said, adding "I don't think the public is that interested".
В будущем все изменится, конечно. И не раз. Но пока мы используем ЖРД, наш абсолютный предел - ближние астероиды, даже Юпитер недосягаем. А пока у нас нет искусственной гравитации (см.
отчет о близнецах космонавтах Келли и
"Вонрад" Поточника-Ноордунга) - нам в космосе долго находиться не стоит. В общем, мы, конечно, молодцы, что вышли на орбиту и долетели до Луны - но пожалуй, наша готовность не посещать изредка космос, а заселять его даже в виде форпостов пока маловата. Надо еще работать и работать, пока даже ближняя Солнечная система станет нам домом.