У Дудя вышел новый фильм про волшебное место на Земле — Кремниевую долину в Калифорнии.
Основной пафос картины: Долина — это волшебное место с волшебными воздухом и энергетикой, где волшебные предприниматели творят волшебную магию, которая приносит много денег и меняет мир. Всё это рассказывается через десяток личных историй успеха русскоязычных IT-предпринимателей. Много восторженной воды, но сам фильм снят динамично и интересно. Если вам не жалко 3 часа своего времени, рекомендую посмотреть.
Тем не менее, когда я вижу такую однобокую подачу успешного успеха (в фильме нет историй провалов и совсем не говорится о жизни в Долине тех, кто не связан с IT), то во мне просыпается мой внутренний Адам, который хочет всё испортить (“Adam Ruins Everything”).
Фильм называется «Как устроена IT-столица мира», внесу свои пять копеек.
Конкуренция и свободный обмен идеями
— главные составляющие секрета успеха Кремниевой долины (по фильму). Звучит красиво! Но сразу встаёт вопрос: сегодня мы живем в мире интернета и рыночной экономики, в мире конкуренции и обмена идеями, почему новые Кремниевые долины не растут как грибы после дождя?
Потому что в реальности Долина достигла своего доминирования в мире высоких технологий с помощью
не-рыночных механизмов. В 50-60-х годах компании в Долине выполняли военные гос.заказы. 20 лет государство заваливало их жирными контрактами на разработку разной электроники. На сайте Стэнфордского университета есть презентация
Hidden in Plain Sight: The Secret History of Silicon Valley, на 84 странице можно посмотреть долю гос и частных инвестиций в Долину (спойлер: венчурного капитала либо нет, либо он меньше стат.погрешности). При этом компании могли использовать наработанные за счёт государства технологии в коммерческих целях. Поэтому когда они вышли на рынок, то у них уже были на руках технологии и накопленный жирок от гос.подрядов.
Немаловажно, что когда эти компании выходили на коммерческий рынок, у них не было серьёзных конкурентов. Поэтому они собрали все сливки, получая фантастическую (даже по сегодняшним меркам) прибыль.
Подводя итог, Кремниевая долина — это не «атмосфера инноваций» — это огромные прибыли на основе технологий, разработанных на деньги военных в первые 20 лет. Конкуренция и обмен идеями пришли туда значительно позже. А сначала было госфинансирование.
Кстати, такую же стратегию пытались использовать в Сколково (завалить высокотехнологичный бизнес госденьгами) в надежде получить свою Долину. Результат мы знаем.
Дух предпринимательства здесь летает в воздухе.Эта мысль повторяется на протяжении всего фильма. Со слов успешных миллионеров, мы узнаём, что и водитель Убера, и бариста в кофешопе — все имеют в голове стартап-идею и мечтают стать предпринимателями. Про людей вне IT в фильме вообще ничего нет, лишь изредка в репликах героев проскакивает, что всё же лучше не выходить за пределы кампусов IT-гигантов и респектабельных бизнес-районов. Значит не все так радужно в Долине будущего?
С началом последнего IT бума в Долине жизнь людей, не связанных с IT, серьезно поменялась. Приток в Калифорнию тысяч высокооплачиваемых специалистов взвинтил цены на жилье и сама жизнь стала невыносимо дорогой. Даже сами айтишники с их космическими зарплатами жалуются на дороговизну Кремниевой долины.
Для контраста. В фильме один из героев говорит, что для комфортной жизни нужно получать не меньше $500.000 в год на семью. Средний доход семейства в США ровно в 10 раз меньше — $50-60К. Минимальная ставка в Сан-Франциско — $15.56 в час. Или ~$30К в год минус налоги.
Фактически сегодня местные жители и комьюнити поставлены перед выбором: либо становиться айтишниками и жить более или менее прилично, либо обслуживать «королей 21 века» и кое-как сводить концы с концами, либо проваливать из мест, где они родились и выросли.
Ну ещё местные жители иногда протестуют против IT-гигантов. Можете почитать про
San Francisco tech bus protests.