Я не военный журналист. Но сразу после трагедии Шестой роты я познакомился с родными погибших, искавшими правды. Они нашли меня сами. Увы, больше половины родителей уже нет в живых. Годы жизни забрал у них бой 28 февраля – 1 марта 2000 года. Я не думал в начале нашего знакомства, что буду писать о самих боевых действиях.
Но за год до десятилетия гибели Шестой роты, перед очередной печальной годовщиной, я встречался в Пскове с людьми, которые помнили всех погибших живыми, они очень многое рассказали и подсказали. «Последней каплей» перед принятием решения о написании материала была сказанная мне на встрече фраза офицера в отставке, бывшего военнослужащего 76-й дивизии, ветерана боевых действий: «Вы понимаете, что еще 10 лет – и никто об этом не вспомнит и никто об этом не спросит?!». Об этом – это о реальных причинах гибели
84 человек. Так появилась статья
«С высоты».
Военный обозреватель Владимир Сварцевич, побывавший в Пскове в марте 2000 года, сказал в интервью 8 февраля 2010 г.:
«Полегла рота псковских десантников, 84 человека. Но начальник штаба ВДВ раскидал эти потери на неделю. …Моя задача была не просто доказать, что было не так, но рассказать, как это было. …Было откровенное предательство ребят конкретными лицами нашего командования. Бросили десантников туда, не знаю куда – ни разведки предварительной, ни информации.
Я поехал в дивизию, которая кипела негодованием по поводу случившегося. Мне предоставили копии боевых донесений, копии шифрограмм и даже запись радиопереговоров роты со штабом группировки. Вопреки запрету контрразведки удалось поговорить и со свидетелем гибели парней – с пацаном, которого послал погибший в том бою Марк Евтюхин, чтобы он рассказал правду. За ночь материал был написан, я составил полную хронику происходившего по часам и минутам. И назвал реальную цифру погибших в одном бою. Все было правдой. Но патетические слова, которые якобы Марк Евтюхин сказал по рации: «Вызываю огонь на себя!» – были неправдой. На самом деле он сказал: «Вы козлы, вы нас предали, суки!».
Какова судьба более 160 человек из подразделений Хаттаба, участников страшного боя, которые в течение нескольких дней сдались в плен в районе села Сельментаузен, места расположения сразу нескольких штабов различных российских воинских подразделений?
«Раненые боевики были вывезены в Ведено, после чего их уже оттуда отпускали», - сообщил командир спецотряда 45-го отдельного разведывательного полка Алексей Романов. А некоторое время спустя (в честь «завершения военных действий») в Чечне по инициативе федеральных сил объявили амнистию. Многие из амнистированных сейчас, согласно сложившейся в Чечне при Рамзане Кадырове практике, служат в отрядах местной «национальной безопасности».
Все офицеры 104-го полка, принявшие бой на высоте 776.0, погибли.
Командира 104-го полка
Сергея Мелентьева перевели в Ульяновск с понижением, потом в Тулу. Именно его (единственного!) официально обвинили в гибели десантников. Перед отъездом из Пскова он пришёл в каждый дом, где жили семьи его погибших солдат и офицеров, просил у родных прощения.
13 июня 2002 г. Сергей Мелентьев внезапно умер от сердечного приступа на утренней пробежке около воинской части, без свидетелей. Его собирались уже похоронить как неопознанного (тело нашла случайная женщина, документов при погибшем не было), но приехавшая в город жена обошла все больницы и морги и нашла Сергея.
➡️ Далее читайте в моей хронике
в фейсбуке.