В связи с присуждением Алексею Навальному премии кинокритиков "Белый слон", глава Союза кинематографистов Никита Михалков заявил, что произведения Навального не имеют отношения к кинематографу, а эксперты, присудившие ему премию, не могут называться кинокритиками. Если абстрагироваться от бэкграунда "барина" Михалкова, который давно путает профессиональное и верноподданническое, то тут, конечно, можно увидеть и конфликт между старым и новым. Есть довольно большая категория людей, для которых Владимир Высоцкий и Юлий Ким - не поэты, Лев Гумилев - не ученый, Светлана Алексиевич - не писатель, Юрий Дудь - не журналист, а Навальный не только не создатель кино, но и не политик, а блогер. Спорить с этим не нужно, ибо жизнь сама все расставит по местам.
Лично я считаю, что время узких специализаций и монолитных идентичностей прошло. Теперь каждый - много кто. И эта подвижная и меняющаяся профессиональная и личностная многогранность гораздо более отвечает сложной природе человеческого существа. Что же касается решения Гильдии киноведов и кинокритиков, то я его всячески приветствую и считаю не только смелым, но и точным. Дело в том, что до экспертов этой премии относительно фильмов Навального все говорили о снижении рейтинга Путина, усилении роли новых медиа в политике, недовольстве россиян социальной несправедливостью и коррупцией, превращении Навального в мировую знаменитость и т.д. и т.п. Но никто не обращал внимание на то, что фильм-расследование, набравший 114 миллионов просмотров, помимо прочего, еще и просто первоклассно сделан - и технически, и сюжетно, и что это, действительно, сродни произведению искусства. Точно так же литературной значимостью обладают и последние посты Навального из тюрьмы и те, что он публиковал после отравления. Просто почитайте то, что он пишет и говорит и обратите внимание на то, КАК это написано и сказано. Когда-нибудь его последние слова в судах и эти тюремные обращения издадут в виде книги, и она тоже гарантированно станет бестселлером. Сохранится ли к этому интерес спустя хотя бы 20-30 лет? Не знаю. Но сейчас по ощущениям Навальный уже вошел в историю, и он - одна из самых ярких общественно-политических фигур российской жизни последних 12 лет. Я рад, что в условиях диктатуры вообще мог появиться такой альтернативный политик, и что у нас есть независимые от начальства кинокритики, одновременно обладающие высоким профессионализмом, ответственным гражданским чувством и великолепными человеческими качествами.
Белый слон сделал свой ход в нашей шахматной игре. Теперь черед остальных. Если каждый из нас сможет совместить такой подход (одновременно профессиональный, гражданский и этический) к оценке реальности, то она обречена на то, чтобы преобразиться на наших глазах.