Сергей Кириенко тут
озаботился тем, что в западных видеоиграх российские военнослужащие выглядят не очень симпатично. Я не то чтобы очень продвинутый геймер, но за рынком видеоигр немного слежу, и пытался вспомнить, где в последнее время в играх возникали какие-нибудь особо злобные русские военные.
Если честно, не вспомнил. Был скандал вокруг исторической стратегии Company of Heroes 2, но там речь шла о событиях Второй мировой войны, а не о российских военнослужащих.
Но если такие примеры и есть, то скорее всего не потому что русские (или российские) военные как-то особо нелюбимы создателями западных игр. А просто компьютерные игры — это произведения со своей драматургией, где есть хорошие и плохие персонажи, и вот иногда плохим персонажем может оказаться русский. А может американец (с гораздо большей вероятностью), француз, индус или китаец. Каждую неделю выходят десятки видеоигр, и просто по законам статистики за годы в них, конечно, наберется некоторое количество отрицательных русских персонажей. Вообще же, нынешний международный имидж нашей страны, мягко говоря, располагает к тому, чтобы представлять русских отрицательными персонажами. Но надо отдать игровой индустрии должное, она не слишком активно эксплуатирует этот стереотип.
Не думаю, что есть какой-нибудь особый отдел ЦРУ, который отправляет в игровые студии ТЗ: «Сочините там что-нибудь про злых русских военных!». Просто есть создатели игр, которые тоже читают новости, следят за повесткой дня и отражают ее в своих произведениях. Как делают это же писатели, режиссеры или музыканты. Они видят сюжет про Скрипалей, видят историю с русскими хакерами, смотрят на Путина с его ядерными ракетами — и какими они должны представить русских в своих видеоиграх? Играющими Чайковского на рояле?
Наверняка Сергею Владиленовичу следали какую-нибудь специальную подборку негативных образов россиян в видеоиграх. Но можно ведь сделать другую подборку — негативных образов западных военных и силовиков в тех же видеоиграх. Как раз недавно заново проходил сюжетную кампанию GTA V — там насквозь коррумпированные и ублюдочные агенты ФБР нанимают преступников, чтобы пытать, грабить и убивать. И как-то США не бьет тревогу по поводу того, что игровая индустрия оскорбляет светлый образ американских правоохранителей. Потому что понимают: художественные произведения — это не пропаганда. Это просто фикшн. Если человеку начинает казаться, что любые негативные образы в книгах, фильмах или играх — это очернение и спланированная дискредитация, и «все это не просто так», то это похоже на профессиональную деформацию.