Чеченская цензура оказалась эффективной в Москве. Фестиваль «Артдокфест»
заявил, что «под давлением обстоятельств» снимет с показа фильм «Тихий голос» о чеченском борце ММА, который скрывал гомосексуальность, а потом бежал в Бельгию.
«Обстоятельства», по всей видимости, — это бородатый мужчина по имени Сулиман, который
пришел вчера на фестиваль и настоятельно рекомендовал руководству фестиваля, в том числе режиссеру Виталию Манскому, не показывать фильм. Потому что «в Чечне очень недовольны», и «будут серьезные последствия». Сулиман даже предлагал деньги, чтобы зрителям вернули стоимость билетов.
Сулиман объяснил, что в Чечне нет геев, поэтому показ фильма нарушает права чеченцев. Аргументы о том, что программа фильма согласована Минкультом РФ, его не очень впечатлили. «Новая газета» потом выяснила, что Сулиман, по всей видимости, — помощник депутата Госдумы Шамсаила Саралиева.
И — сработало! Фильм снят с показа из-за угроз. Которые не таясь и не скрываясь в вежливой форме высказал гость фестиваля Сулиман. (UPD: Виталий Манский сообщил, что все билеты на фильм купили с одной карты).
Мы, кстати, даже не понимаем, была ли это позиция «официального Грозного» или личная инициатива Сулимана. Рамзан Кадыров пока молчит.
Руководство Чечни добилось того, что российские власти не вмешиваются в происходящее в республике: главное, чтобы в целом периметр был под контролем, «лишь бы не было войны». Россия в целом молчаливо согласилась с тем, что в Чечне — свои порядки, свои обычаи, свое общество, и лезть в это не надо. Себе дороже. Но некоторые интеллектуалы, режиссеры, журналисты и правозащитники никак не могут взять это в толк… Им, наивным, кажется, что есть какие-то права человека, одинаковые у европейцев, россиян и чеченцев, и эти права везде должны одинаково соблюдаться. Ну, так им объяснят.
«Чеченская цензура» в России пока распространяется на темы, связанные с именно Чечней. Но, предполагаю, ими не ограничится.