Странная кража 5 млн рублей со счета друга блогера Михаила Жуховицкого в «Тинькофф банке» всколыхнула болезненную и для банков, и для бизнесменов тему. Компании жалуются, что таким способом у них воруют деньги уже давно, а банки говорят, что не могут от этого защититься. В истории с «Тинькофф банком» пока больше вопросов, чем ответов, ею занимаются правоохранители.
А пока The Bell узнал, как устроена одна из самых популярных схем обнала — через удостоверения Комиссии по трудовым спорам (КТС).Если сотрудники и работодатель не могут мирно договориться о выплате зарплаты или премий, они могут создать в компании КТС. Она имеет право выдать удостоверение, по которому сотрудник может получить заветную сумму, обратившись в банк напрямую или через службу судебных приставов, причем прямо на карту — дальше ее легко обналичить. Схема удобна в первую очередь тем, что банки обязаны выдавать деньги по удостоверению под угрозой крупного штрафа, а единой базы удостоверений или адекватного способа их проверки нет.
Схема пригодна как для обналички, как могло произойти в кейсе с «Тинькофф банком», так и для кражи средств. В первом случае мошенники создают компанию-однодневку с фиктивной КТС при ней, а банк переводит средства со счета компании на карту обладателя фиктивного же удостоверения. При этом для проверки банк может обратиться только к гендиректору фирмы, который, разумеется, все подтвердит.
Примеры с кражей денег еще веселее: в этом случае мошенники на бумаге изобретают несуществующие региональные филиалы реальных московских компаний, рисуют удостоверения КТС такого филиала и отправляют их судебным приставам или в банк. Второй вариант — смена гендиректора компании по поддельным документам, дальше — та же самая фиктивная КТС.
Кому-то везет и банк или приставы останавливают списание, остальным — прямая дорога в суд, который, кстати, не всегда становится на сторону пострадавшего. Как рассказал The Bell адвокат одной из жертв мошенников Тимур Алиев, в их случае районный суд никаких нарушений не нашел — добиться справедливости удалось только в следующей инстанции:
«Осуществить такую схему без сговора мошенников с судебными приставами или судом, который выносит судебные приказы по заведомо ложным документам, невозможно».
Подробности в
материале The Bell.