ВЫДЕЛЕННЫЕ ПОЛОСЫ: Как давно в мире их используют? Как для них определяют место? Нужно ли для этого расширять дороги?
Первая выделенная полоса появилась в Чикаго в 1940 году. В Европе первые выделенные полосы для автобусов и трамваев были созданы в Гамбурге в 1963. Успешный опыт их применения подтолкнул к разработке стандартов организации таких полос, по которым обучались в дальнейшем специалисты из других стран. 1964 год — первая выделенка в Париже, 1968 год — в Лондоне и так далее. Уже к 1974 году более 100 городов обладали сетью выделенных полос. С самого начала выделенные полосы появлялись перед перекрёстками, чтобы общественный транспорт мог спокойно объезжать хвост из машин и стартовать первым.
Первый опыт внедрения автобусных полос в России выявил простую штуку: приоритет — это не просто ровная черта и знаки, тяп-ляп не ускорит движение наземного общественного транспорта. Поэтому первые выделенные полосы Москвы были запаркованы, прерывались, автобусы по ним ходили редко — километры в отчётах росли, а лучше не становилось. Многие искали в этом особый путь развития, чтобы ничего не делать, но другие занялись проблемой системно, и всё заработало. Увы, но не все такие передовые, как Москва.
Основной момент: выделенные полосы нужны не там, где много полос и можно без проблем для машин изъять полосу, а в местах постоянных затыков. Для этого делают графики движения (спасибо обязательному ГЛОНАССУ в каждой кабине), смотрят средние скорости и разброс по времени проезда. Если ваш автобус едет со скоростью пешехода или разброс круга идёт с 30 до 300 минут — нужна выделенка. Даже если на улице всего две полосы — берёте и даёте приоритет
Математика простая: одна полоса в городских условиях перевозит порядка 1000 людей в час на машинах (900 машин * 1,3 человека в каждой), если же сделать эту полосу автобусной или трамвайной, то по полосе сможет поехать в несколько раз больше людей. Вполне реально даже сделать хороший трамвай, который повезёт 10 000 и более людей в час, но на первом этапе следует просто обеспечить нормальные интервалы автобусов для комфорта людей из машин.
Делать выделенные полосы можно и нужно в существующих габаритах улицы без дорогих реконструкций и расширений. Даже на двухполосной или однополосной улице так можно, в крайних случаях закрывается движение машин или транзит. Это не геноцид автомобилистов, а простая математика в ограниченном пространстве.
Основные плюсы выделенных полос:
- Общественный транспорт начинает ходить по точному расписанию;
- Образно, ускорив движение троллейбуса в два раза, в его салоне становится в два раза просторнее, появляется место для автомобилистов. Грубо говоря, по выделенным полосам можно провести большее количество людей на уже существующем парке общественного транспорта;
- Скорые и пожарные не стоят в пробках;
- Снижаются выбросы выхлопных газов.
Отметим, что всё это будет работать, только в случае появления правильных выделенок. О них поговорим в следующем посте на эту тему.
На фото наглядный пример, показывающий площадь, занимаемую на дороге одинаковым количеством людей на разном транспорте — машинах, автобусе, велосипедах.
Материал подготовлен на основе статей урбаниста Аркадия Гершмана:
gre4ark.livejournal.com