Софья Агранович. «Лекции о сказке»
Филолог и фольклорист Софья Агранович когда-то записала крутейший курс для психологов о закодированных в сказках жутких смыслах. К сожалению, в печатной версии его не выходило, но есть видео —
https://www.youtube.com/playlist?list=PLZXaqOLiUrj-g5otHThVuVvH9s5HAp6aP.
Звук местами не очень, но стоит того, чтобы потерпеть
— материал уникальный и нескучный, автор много и цинично шутит, рассказывает неприличные анекдоты (к месту), ну и всё в таком духе. Так что есть смысл глянуть.
Мы привыкли считать, что сказки это вымыслы с конкретной целью (нравственно наставить и заодно развлечь детей). Но не так всё просто. По Агранович, сказки — это зашифрованная информация о формировании сознания.
Давным давно, чтобы спасти себя от безумия при столкновении с непонятным миром, люди начали формировать нарративы — истории или мифы, которые сдерживали в их сознании единую картину мира и не давали ей распасться. Именно таким образом у древних людей постепенно формировалось мифологическое сознание. А как следствие — зарождалось искусство, которое частично спасало человечество от скатывания в шизофазию.
Все сказки мы читаем сегодня в усечённом варианте. Из них чаще всего убраны те аспекты, которые связаны с вопросами пола и мозга. Легко заметить, что сказочные мотивы одинаковы у каждой нации — есть некий герой, ему нужно пройти какое-нибудь испытание, в котором ему постоянно то вредят, то помогают всякие зверюшки, волшебные вещи и тому подобное, и только потом, одержав победу над злом, он заводит семью. Почти каждая сказка начинается с покидания главным героем родного дома, с путешествия. Таким образом, в сказке закодирован древний обряд инициации или «посвящения» в люди, когда ребенка отдаляли от общины для прохождения испытания.
Его могли опоить галюциногенным зельем и увести в лес. Вернётся из условного леса — значит прошёл обряд и достоин жить во взрослой жизни среди взрослых. Нет значит нет.
Так, например, в нашей сказке «Морозко» или в заморской «Белоснежке» мачеха велит отцу отвести маленькую девочку в лес. Почему такой способ избавиться от нее? Можно же выдать замуж за урода или старика, можно в батрачки отдать. Но отец ведёт ребёнка в лес, потому что мачеха так сказала. Мачеха появляется в сказках намного позже и акцент с ритуала посвящения во взрослую жизнь сместился на желание мачехи заграбастать добро мужа, а для этого надо избавиться от его детей.
Почти все сказочные сюжеты выстроены вокруг образа смерти как главного человеческого страха.Однако, подземный мир в сказке — это не только зло или что-то обязательно плохое. Под землей живут предки, которые обладают сверхъестественной силой. Поэтому очень важно поддерживать с ними хорошую связь. Плевать через плечо и потом стучать по дереву — означало просить у предков помощи. Так как дерево это предмет на границе двух миров и его корни уходят в землю, т.е. к покойным родственникам.
Вот, например, песня «Ладушки, ладушки, где были — у бабушки» тоже описывает отношения с мертвецом. Потому что эти ладушки у бабушки (мертвой) ели кашку (кутью), а пили — бражку, то есть употребляли типичный поминальный гастросет.
Еще одна подробность про кутью — если вы были на традиционных русских поминках, то должны помнить, что кутья — это самое невкусное, что бывает на столе — склизкий, сладкий, холодный рис, который пробуют чисто символически. В лекциях Агранович этому дано понятное объяснение — оказывается, кутья олицетворяет труп, потому что раньше действительно на похоронах ели кусочки трупа покойника.
Например, в племенах Новой Гвинеи девушки ритуально ели жир мертвого человека, который при жизни был хорошим и сильным, чтобы впитать его качества. Сейчас уже не едят, но в некоторых деревнях чтут традиции и мажут этим жиром под нижней губой.
Мы живем в мире семиотики. И если начать подбирать коды, то можно получить очень много шокирующей и полезной информации. Так что слушайте эти лекции и в следуюший раз когда мачеха отправит вас в лес — не паникуйте, а сразу обращайтесь к волшебным помощникам-животным или мертвецам. Они выведут.