Кандидат в президенты Канье Уэст много чего наобещал своим избирателям. Роженицам — пособие в миллион долларов. Гикам — обустроить президентскую администрацию по модели Ваканды, вымышленной страны из комиксов Marvel. Для консерваторов он должен забрать чёрные голоса у демократов. Всем остальным — шоу.
На первой своей встрече с избирателями Уэст рыдал, когда затронул тему абортов, много ссылался на Бога и вдруг отметил, что знаменитая и прославленная Гарриет Табмен, тайно переправлявшая рабов с Юга на Север, «не освободила рабов», «а просто отправила их работать к другим белым людям». После этого публика
начала уходить из зала. Многие осудили Уэста за то, что он замахнулся на святыню. Табмен недавно чуть было не поместили на 20-долларовую банкноту, а ее биография до сих переиздаются внушительным тиражом. Ее репутация считается безупречной (за исключением того момента, когда она внезапно не вышла на связь с подпольщиками в день захвата бывшими рабами армейского арсенала). Почему же Уэст вдруг решил критиковать такого знакового персонажа?
Чаще всего недостаточно спасти кого-то из рабства. Рабство — слишком сложная тема, чтобы говорить в ее контексте о том, кто в этой истории был свят, а кто был абсолютным злодеем. Вот вы кого-то спасли, а что завтра будет с этим человеком? Сможет ли он выжить в «свободном мире»? Предисловие к скандально известному роману «История О» начинается с описания бунта негров, случившегося на острове Барбадос в 1838 году. Началось всё с того, что рано утром несколько чернокожих мужчин и женщин — бывших рабов, которым закон незадолго до того даровал свободу, — пришли к своему бывшему хозяину мистеру Гленелгу и попросили снова сделать их рабами. Поговорив с ними, Гленелг отказался. И тогда его бывшие рабы начали угрожать ему, а затем применили и физическую силу. Закончилось всё тем, что мистер Гленелг и вся его семья были жестоко убиты этими людьми. Тем же вечером негры вернулись в свои старые жилища, предназначенные для рабов, и начали жить там так, как жили до отмены рабства.
Другой вопрос — кто и как спасает. Про Оскара Шиндлера мы все считаем, что он хороший. Да, он использовал рабский труд евреев на военных предприятиях рейха, но потом увидел в евреях живых людей и потратил все своё состояние на выкуп их из плена. А были вот более спорные случаи. Немецкий юрист из Оснабрюка Ханс Георг Кальмайер с 1941 по 1944 год курировал в Нидерландах вопросы депортации евреев. Ведомство, которое он возглавлял, рассматривало прошения о признании нееврейского происхождения согласно инструкции для «сомнительных случаев».
Признавая подлинность большей частью заведомо фальсифицированных документов, которые доказывали «нееврейство» просителей, Кальмайер спас по меньшей мере 2866 евреев от верной гибели. Но в то же время он отправил своей подписью сотни евреев в концентрационные лагеря. Его деятельность в какой-то момент вызвала у нацистского руководства подозрение. От неминуемой проверки, которая стоила бы ему жизни, спасли бомбы, уничтожившие архив. В последнее время все чаще стали звучать и критические голоса: мол, в его силах было спасти и больше людей, а спасали по факту тех, кто мог себе это финансово позволить, поскольку поддельные документы и экспертизы стоили немалых денег.
Бывший директор мемориала Яд Вашем Йозеф Михман отмечал: «Кто хотел спасти всех евреев, тот никого не мог спасти... Кальмайер был ангелом-хранителем. Несмотря на то, что ему самому угрожали концлагерь или даже смерть, он маневрировал внутри системы, что заслуживает восхищения». Эту точку зрения разделяет юрист и депутат бундестага Матиас Миддельберг, который пишет о Кальмайере: «Если бы он не был частью системы, то не смог бы никому помочь». Кальмайер свой конфликт с собственной совестью так описал в мемуарах: «Я был своего рода врачом, которому надо спасти 5000 смертельно больных пациентов, а у него есть только 50 ампул с лекарством».
Так что не спешите бросать камни в Канье Уэста, может он знает о рабстве больше вас.