Прочитал на прошлой неделе новую книгу
Родиона Бельковича «Кровь патриотов: ведение в интеллектуальную историю американского радикализма». Я был очень приятно удивлён нахождению в описанных там работах ранних американских интеллектуалов идей, ценностно созвучных российскому антиимперству. В частности, подобно тому, как интерпретация прошлого определяет водораздел между «московско-ордынской» и «новгородско-вечевой» традициями историографии,
Томас Джефферсон видел конфликт колоний и метрополии через призму борьбы свободолюбивого «англосаксонского» начала и иерархического «нормандского». К слову, еще в начале книги автор резонно напоминает, что
«забвение идей — это процесс, интенсификацией которого озабочена властная структура любого иерархического общества. [...] Задачей любого свободного человека в этих обстоятельствах становится защита идей, их оживление и реставрация».
Нельзя не отметить скептицизм другого интеллектуала,
Лисандера Спунера, в отношении «власти большинства» и концепции нации как единого «естественного» организма. Создание государства есть лишь акт контракта, заключая который, человек волен в любой момент его расторгнуть. И, продолжая мысль за российскими антиимперцами, перезаключить его на
других основаниях. Ему вторит президент
Линкольн:
«Эта страна со всеми ее институтами принадлежит людям, населяющим ее. Если существующее государство перестанет их удовлетворять, у них всегда будет конституционное право изменить его или революционное право распустить или разрушить его».
Конечно, повезло американцам с такими людьми у ее интеллектуальных истоков. Думаю, российским интеллектуалам (не путать с совинтелами) ещё предстоит отрефлексировать универсальный характер ценностей, заложенный в Декларации независимости США.