Бюджетные выплаты подстегнули потребительский спрос Рост потребительского спроса в августе
ускорился до 15,8%. Бюджетные выплаты семьям с детьми, военным и пенсионерам
подняли спрос на непродовольственные товары на 0,5% в месяц. Например,
люди стали активнее обновлять свой гардероб. По данным
Росстата, расходы семей на одежду и обувь по сравнению с 2020 годом выросли в 2,5 - 3 раза.
Столь резкое возрастание трат эксперты объясняют не ростом цен, а
изменением потребительского поведения. Экономя в течение полутора «ковидных» лет буквально на всем, граждане начали тратить накопленное на новые вещи.
Желание выглядеть лучше одержало верх над желанием копить «на черный день».
А вот
спрос на продовольствие снизился на 0,6%. Снижению способствовала переориентация потребления на внешние рынки - открылся туризм для
Турции,
Хорватии и других стран, ослабление внутригодовой динамики реальных зарплат, ускорение инфляции и оживление интереса граждан к банковским депозитам.
Спрос же на платные услуги продолжает восстанавливаться.
Главной причиной активизации потребления стало
снижение воспринимаемого уровня риска, связанного с коронавирусом. Отмечается, что восстанавливаются расходы не только на бытовую технику, компьютеры, электронику и одежду, но и в секторе легально предоставляемых услуг.
При этом эксперты
РАНХиГС зафиксировали
падение спроса на теневые услуги. В 2020 году
домохозяйства сократили расходы на неформальные услуги, в результате чего доля работающих неофициально на постоянной основе снизилась
до 20,5%, а тех, кто получает от этого основной доход, -
до 11,3%. Так, 42% респондентов в течение всего года расплачивались за услуги без надлежащего оформления. Раньше таких расчетов было больше.
Наблюдается также снижение числа граждан, занятых в
теневой экономике. В 2017 году доля работавших «в тени», по экспертным оценкам, составляла
44,8%, а к 2019 году она
снизилась до 32,5%. Согласно статистике, сейчас в этом секторе работают
25 миллионов человек.
Оживление легального потребительского рынка связывают с
повышением платежеспособности населения. В частности,
самозанятые увеличили свои доходы почти в 11 раз. Больше всего - в 38 раз - увеличилась выручка тех самозанятых, кто
продает через интернет одежду и обувь. В 20 раз вырос оборот электронных платежей у
поставщиков видео и музыки. В 11 раз больше, чем в 2019 году, заработали
самозанятые в сфере образовательных услуг.
@ranepa_expertise