На показе бренда Art School во время Лондонской недели моды волосы на груди одного из мужчин-моделей были уложены так, чтобы получились, собственно, слова Art School. В этой истории много интересного, и я попробую сказать про некоторые ее аспекты:
1. Очень интересной оказалась реакция «наивных критиков», - то есть тех, кто оставлял комментарии под фотографиями модели: большинство этих комментариев было разными оттенками «буэээ». Это важный, на мой взгляд,
сюжет про двойственность восприятия мужской телесности - с одной стороны, и волос в принципе - с другой. Про волосы - ниже, а про мужскую телесность - здесь есть, на мой взгляд, два аспекта: создаётся впечатление, что для мужчин, обнажающихся публично, существует два противоречивых норматива, - норматив, в рамках которого грудь должна быть эпилирована, и норматив, в рамках которого на груди должна быть бурная растительность как доказательство мужской витальности. Если бы мужчина-модель на этой фотографии имел более «маскулинное» сложение, укладка, намеренно привлекающая внимание к волосам на его теле, могла бы, возможно, быть встречена совсем иначе.
2.
У волос очень двойственный, пограничный статус с точки зрения социальной приемлемости. Например, пока волосы растут на голове, они приемлемы и даже желанны, - их можно демонстрировать, трогать, эстетизировать и восхвалять, - однако как только волос выпал, он вызывает брезгливость у стороннего наблюдателя (а в некоторых случаях и у хозяина); однако этот же принцип не обязательно распространяется на выпавшие ресницы. Демонстрация волос, растущих на голове, приемлема в ряде культур и в ряде контекстов (но совершенно невозможна в других контекстах и культурах), - однако вокруг волос на лице и теле идет постоянная война; достаточно вспомнить значение подмышечных волос и волос на ногах в некоторых случаях про-феминистской и антифеминистской риторики. В определенные исторические периоды демонстрация волос на мужской груди приветствовалась (например, в 1970-х годах), - но начало XX века все изменило, да и в 70-х годах чрезмерное изобилие «шерсти» становилось поводом для насмешек и карикатур. Иными словами, даже если бы у модели на фотографии волосы не были демонстративно уложены, сам факт их наличия был бы некоторым, пусть и маленьким, «стейтментом», а уж так и подавно.
3. Сюжет совсем другого рода связан с у
мением моды подчинять себе любые элементы внешнего облика, - и каждый раз демонстрировать нам: нечто, кажущееся настолько незыблемым, что оказывается у обывателя в слепой зоне, на самом деле подвижно и вполне поддается модному воздействию. Носок сапога можно раздвоить; на зубы можно надевать украшения; волосы на груди можно подвергнуть укладке. Их, кстати, и до этого подвергали укладке, и довольно часто, когда обнаженных моделей-мужчин выпускали на подиум, - но не в таком явном виде.
4. А вот очень явный вид, - хотя и находившийся за пределами "большой" моды в основном, - называется "
chest hair art" и процветает давно и постоянно (
https://bit.ly/2OMNfJg), но всегда проходил по категории своего рода фриковства (и тардиционно подразумевал выбривание, а не укладку). С другой стороны, для моды очень нормально превращать фриковство в норму - а потом наоборот.
5. Ну и, наконец, нельзя не сказать про
логотип. Нет такого места, куда невозможно присунуть логотип :)