Любопытный
некролог по недавно помершему основателю НТВ Игорю Малашенко пишет сайт АПН.
"Прочеченской пропагандой – с ведома и одобрения ельцинского государства – занимались тогда очень многие, вплоть до самых неожиданных персонажей. Помню, как я в те годы почитывал газету «Завтра» и наивно удивлялся бешеным восхвалениям «несгибаемого духа чеченских воинов» (это в «античеченских» вроде бы текстах). Но НТВ отличалось от всех прочих тем, что выступало на стороне чеченцев абсолютно открыто. По исследованию Генштаба 1996 года, до 80% всех видеосъемок НТВ боевых действий велось со стороны чеченских боевиков или же использовались пленки, снятые на стороне сепаратистов.
Егор Холмогоров в своей статье о Малашенко называет его «полевым командиром «Ичкерии» высокого ранга». На мой взгляд, это несколько неуважительно. Ранг человека определяется его положением в пищевой цепочке. Полевого командира можно было убить, журналиста – в том числе с НТВ – как минимум, подержать в зиндане и «сделать с им всякое интересное». Малашенко нельзя было и пальцем тронуть.
Роль НТВ в проигрыше Первой чеченской и подписании сверхпозорных «хасавюртовских соглашений» не стоит преувеличивать, но ни в коем случае и нельзя преуменьшать. По сути, именно НТВ сделало капитуляцию России чем-то неизбежным в глазах российского же общества. Именно оно внушило большинству русского населения, что чеченцы абсолютно непобедимые воины, за которыми стоит правда, а «федералы» - это жалкие, смешные цыплята, годные только на то, чтобы им резали горло.
Брали ли НТВшники деньги у чеченцев? Люди в теме – например, председатель Комитета II Госдумы по безопасности Виктор Илюхин – говорят, что да, называли конкретные суммы. Но нет никаких сомнений, что сотрудники НТВ работали не столько за доллары, сколько за совесть. Русских и Россию они искренне ненавидели, в том числе и те, кто сами были «русскими» – но которые переживали это как позор и стигму и хотели любой ценой выписаться. Прочеченская кампания была отличным способом заработать себе репутацию настоящего русоеда и быть допущенным к настоящим делам (других не пускают, и все это знают). Так что всё это было весело, задорно, с огоньком. И – талантливо, ага.
Для меня лицом Первой чеченской войны навсегда останется Татьяна Миткова. Когда я видел на экране эту тётку со скошенными от постоянной честности глазами, я понимал – передо мной лицо дьявола, лицо торжествующего и безнаказанного Зла с Большой Буквы. Она так смаковала катастрофы российской армии, так любовалась боевиками, так наслаждалась расстрелами «федералов» - как малинку кушала. Эта милая женщина, у которой с губ капала кровь русских солдат, за свои труды получила орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, орден Почёта, орден Дружбы («за большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу») благодарность Президента Российской Федерации Путина («за информационное обеспечение и активную общественную деятельность по развитию гражданского общества в Российской Федерации») и кучу разнообразных ништяков. То есть всё, что она говорила и делала, благословлено, одобрено или хотя бы прощено россиянским государством. Вот именно так это и надо понимать, да… Однако Миткова просто работала лицом, а Игорь Малашенко занимался организацией процесса. За каждое слово, произнесённое на экране, отвечал он лично."