«3 октября 1957 года, накануне запуска первого в мире искусственного спутника Земли (о дате запуска, разумеется, не сообщалось заранее), небольшая делегация Академии наук СССР в составе академика Л.И.Седова, двух докторов физико-математических наук Л.В. Курносовой и А.Г. Масевич и сотрудника Иностранного отдела АН отправилась в Барселону на Ассамблею Международной астронавтической федерации (МАФ).
В своих воспоминаниях А.Г. Масевич очень интересно описала события этих двух дней, 3 и 4 октября 1957 года. Дипломатических отношений с Испанией у СССР в тот период не было, поэтому делегация прилетела в Париж, где им были обещаны визы для полёта в Барселону. В советском посольстве сказали, что визы могут сделать только через 2 недели. Но Ассамблея открывалась на следующий день, и несмотря на запрет нашего консульства, Л.И. Седов решил обратиться непосредственно в испанское посольство. Испанский посол принял Л.И. Седова и А.Г. Масевич, попросил объяснить значение слова «астронавтика» и распорядился о немедленной выдаче виз.
Устроились в гостинице, ожидая утреннего рейса на Барселону. А в 5 часов утра хозяин гостиницы разбудил Аллу Генриховну, сообщив, что Би-Би-Си передало сообщение о запуске искусственного спутника Земли в СССР и спросил, не грозит ли этот запуск спокойствию человечества. Позвонили в советское посольство, чтобы получить подтверждения факта запуска. Там еще ничего не знали. Из-за всей возникшей суеты и затянувшейся процедуры обмена аэрофлотовских билетов на билеты «Эйр Франс» делегация опоздала на самолет. Тем временем в аэропорту уже возник ажиотаж, продавались экстренные выпуски газет с заголовками «SPUTNIK», набранными большими буквами. Слово «спутник» сразу стало международным. Служащие аэропорта, узнав, что делегация Академии наук СССР опоздала на самолет, вернули самолет после 20 минут полёта с перепуганными пассажирами! «Ведь у вас сегодня такой день — спутник», — сказал служащий аэропорта, подвозивший на джипе делегацию к месту, где уже садился самолет. Пассажирам объяснили: «Как вы не понимаете, это же русские, они сегодня запустили спутник Земли». И в полёте для пассажиров была проведена первая пресс-конференция.
В Барселоне делегацию встречала толпа корреспондентов и представители испанского астронавтического общества. Больше всего интересовались весом спутника. Поскольку в прессе обсуждались в основном американские проекты, в которых речь шла о маленьких спутниках весом около 1 килограмма (их называли в прессе «апельсинами», то объявленный вес советского спутника 83,6 кг казался невероятным. Спрашивали, нет ли ошибки в сообщении ТАСС, где вместо 83,6 кг должно быть 0,8 кг.
Намеченную программу ассамблеи пришлось переделать, так как в основном во всех докладах обсуждались возможности и проблемы запуска спутников Земли. Многие сняли свои доклады. Американцы с трудом скрывали разочарование. Они, как и вся мировая общественность, верили, что первый искусственный спутник Земли будет запущен в США.»
Первые оптические наблюдения искусственных спутников земли: как это было — из материалов доклада, представленного 27 сентября 2007 года на юбилейном научно-техническом семинаре "Проблемы обнаружения и сопровождения космических объектов в околоземном космическом пространстве"