В прокат вышла «Матрица: Воскрешение» — продолжение трилогии, когда-то перевернувшей кинофантастику с ног на голову. Насколько тяжело Лане Вачовски (теперь без помощи сестры) следовать за белым кроликом, рассказывает Дима Соколов (@hegelianism). Осторожно — спойлеры!
@hegelianism). Осторожно — спойлеры!
Томас Андерсон — всемирно известный гейм-дизайнер, создатель культовой игры про Матрицу. За славой скрывается глубоко травмированный человек: после попытки суицида он исправно посещает психиатра, который пичкает его синими таблетками. Но однажды Томас встречает странного незнакомца по имени Морфеус, предлагающего ему красную таблетку, и приняв ее, мистер Андерсон обнаруживает, что привычный мир — не более, чем хитроумная иллюзия, призванная поработить его разум.
«Освободи свое сознание», — говорит Морфеус в самой первой «Матрице». Этот совет пригодится всем, кто ждет от новой части верности оригиналу и срыва крыши одновременно. Четвертая часть (не ребут или ремейк) оформлена совершенно иначе, чем любой из прошлых фильмов — и нельзя сказать, что эта ревизия классики всегда имеет продуманный характер. Так, в новой «Матрице» настолько много юмора (и в виде гэгов, и за счет общей иронической интонации), что она в какой-то момент грозит превратиться в ромком о воссоединении двух влюбленных. В то же время, сюжет о восстании людей против машин, создавших иллюзорную реальность, никуда не делся — просто теперь он, как ни странно, не играет столь большой роли во всей истории.
Если же принять эти правила игры и расценивать «Воскрешение» как остроумный комментарий о воздействии, которое трилогия Вачовски оказала на поп-культуру, то становится легче. Но ненамного, потому что новый фильм не раз и не два (и даже не три) подчеркивает свою преемственность по отношению к прошлым частям, будучи при этом бесконечно далек от них – и в плане подачи, и в плане выверенности. Лане Вачовски отчаянно не хватает не столько свежих идей (здесь они явно присутствуют) или бюджета (взрывы, рукопашные бои и перстрлки тоже присутствуют в изобилии), сколько чувства меры. Поэтому многие достоинства четвертой части зачастую оборачиваются недостатками. Любопытные сюжетные повороты соседствуют с кринжовыми шутками, а стильные костюмы с блелкыми экшн-сценами.
И все же магия «Матрицы» по-прежнему работает, пусть и по инерции. Вряд ли столь радикальный пересмотр канона поможет привлечь новых поклонников, но старым вполне способен подарить по меньшей мере ностальгическое удовольствие. Если освободить свое сознание, конечно.