О планах по монетизации Telegram за счёт рекламы Павел Дуров
рассказал ещё в конце прошлого года. Тогда же сайте мессенджера
пропало смелое заявление о том, что
"Telegram навсегда останется бесплатным, без рекламы и подписок". Впрочем, ещё после
провала TON стало очевидно, что появление рекламы неизбежно, потому что других способов покрыть миллиардные долги у Дурова нет. И вот, спустя без малого год после анонса, она появилась — но совсем не такая, какой мы её себе представляли.
Перед запуском платформы нам
обещали, что реклама будет исключительно текстовой, ограничена 160 символами, а главное — она будет ненавязчивой, к её содержанию будут предъявляться высокие требования, и она будет значительно качественнее, чем в других соцсетях: для поддержания качества закупка рекламы должна быть доступна только на значительные суммы. На деле формат рекламы оказался ровно таким, каким его и описывали: текстовый пост внизу канала, по длине как половинка твита и кнопка со ссылкой. Однако содержательная часть вызывает массу вопросов.
Обещание нижнего порога стоимости рекламы команда Telegram не просто выполнила, но и перевыполнила: перед самым запуском рекламной платформы
стало известно, что минимальный платёж составит 2 миллиона евро, а для возврата залога рекламодатель должен потратить за год не менее 10 миллионов евро — сумма, сопоставимая с рекламными бюджетами крупнейших российских корпораций. Тем не менее, в первый же день работы коммерческой рекламы мы с удивлением для себя увидели рекламу свежесозданных анонимных каналов, зачастую совершенно нерелевантную. Всего сегодня было показано
50 различных объявлений, рекламируемые каналы получили по несколько тысяч новых подписчиков и среднюю конвесрию просмотров к подпискам около 10% — это, надо заметить, очень много.
Что это за каналы? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Навскидку я могу предложить три варианта. Первый: это продолжение тестирования — команда Telegram создала сетку каналов разной тематики и запустила их рекламу, чтобы оценить её эффективность, а заодно привлечь потенциальных рекламодателей. Второй: какое-то рекламное агентство внесло необходимые два миллиона и начало перепродавать трафик более мелким биржам, а те в свою очередь — админам анонимных каналов. Третий, конспирологический: некто богатый и влиятельный создал сетку каналов и купил трафик, чтобы раскрутить их и начать и вещать что-то выгодное ему. Лично мне более вероятной кажется вторая версия, но хотелось бы верить в первую.
Низкое качество объявлений в сочетании с их немногочисленностью (одни и те же объявления пользователи видели десятки раз на разных каналах) вызвали раздражение. Возникает ожидаемый вопрос: как скрыть рекламу? К сожалению, официального способа это сделать пока нет. Павел Дуров
анонсировал такой функционал в ближайших обновлениях: в течение месяца пользователям станет доступна платная подписка, скрывающая рекламу, а администраторы смогут выкупить для своих каналов пустые объявления, скрыв рекламу для всех подписчиков. Как последнее сочетается с минимальным депозитом в 2 миллиона евро — пока неясно.
Для отображения рекламы Telegram необходима поддержка со стороны клиентского приложения — она была внедрена в последних ноябрьских обновлениях. Таким образом, пользователям Android-устройств достаточно откатиться на
версию 8.1.2 от 22 сентября. (Важно: перед установкой из файла вам, скорее всего, понадобится удалить установленный ранее Telegram более новой версии). В долгосрочной перспективе сидеть на устаревшей версии приложения — плохая идея, но тут можно, с одной стороны, присмотреться к альтернативным клиентам (например, к
Telegram X), а с другой, надеяться, что качество объявлений со временем станет выше.