myussr
🔘 ГАЗ-61 - семейство советских легких автомобилей повышенной проходимости с приводом на все колёса. В ГАЗовской системе обозначений, принятой в 1936 году, модель шифровалась двумя индексами - шасси и кузова, через дефис, соответственно. Шестицилиндровые модели на базе шасси М-11 обозначались таким образом: 11-73, 11-415, 11-40. Три типа кузова: седан-73, пикап-415, 40-фаетон. На полноприводном шасси: 61-73. Приведенная система обозначений моделей просуществовала до конца сороковых годов.
🔘 Модификация ГАЗ-61-73 - первый в мире полноприводный легковой автомобиль с закрытым кузовом седан. Во время ВОВ ГАЗ-61-73 активно использовался в качестве штабного автомобиля для высшего командного состава РККА.
🔘 Советские автомобили военного времени собирались спешке, была дорога каждая секунда, но, как ни удивительно, качество выпускаемых машин выдерживалось на самом высоком уровне. Этот феномен не могут объяснить по сей день. Модель ГАЗ-61-73 была конструктивно простой, практически все узлы и агрегаты использовались от других автомобилей, проверенных годами эксплуатации. В то время все советские автомобили были только заднеприводными, поэтому вопрос подключения передних колес касался исключительно армейского вездехода. Тем не менее, и с этим экспериментальное конструкторское бюро Виталия Грачева справилось успешно. В остальном никаких проблем не возникало.
🔘 Новый вездеход полностью оправдал надежды создателей: ведущего конструктора В.А. Грачева, инженеров Б.Д. Кирсанова, А.Г. Кузина, Н.Г. Мозохина, М.П. Пименова, С.Г. Зислина, В.И. Подольского и др. Первый полностью комплектный, отработанный и фактически эталонный ГАЗ-61-73 был сдан 9 июня 1941 года. 13 июня он уже буксировал на Софринском артполигоне 76-мм пушку. Испытания прошли успешно. Однако впоследствии на серийных вездеходах стандартный тяговой прибор не ставился.
🔘 Чрезвычайно высокая проходимость и неприхотливость ГАЗ-61-73, превосходившая аналогичные показатели "лендлизовских" автомобилей , появившихся в войсках в 1942 году, удобный закрытый кузов, отличная динамика, в сравнении с появившимся в 1943 году ГАЗ 67; выносливость, ремонтопригодность - все это снискало им глубокое уважение фронтовиков, о чем есть упоминания и в военной прозе - в произведениях К. Симонова и Б. Полевого.
🔘 Почти все выпущенные в 1941 году ГАЗ-61-73 были направлены в войска, где приобрели очень хорошую репутацию. За ними буквально охотились. В.А. Грачев вспоминал, как в 1942 году он приехал на фронт в Старую Руссу (по вопросам эксплуатации танков Т-60), где у него эту машину отобрал генерал Вершинин, сказав: "Вы себе еще сделаете, а мне без нее никак..." Взамен дал потрепанную "эмку". 📷🔻 #техника
Продолжение истории под названием "
Забытый Маршал"... ⭐️
🔘 Примечательно, что некоторые экземпляры ГАЗ-61-73 появились путем переделки из фаэтонов 61-40. В начале войны автомобили ГАЗ-61-40 использовались исключительно высшим командным составом РККА: маршалами К.Е. Ворошиловым , С.М. Буденным, С.К. Тимошенко, генералами Г.К. Жуковым , И.С. Коневым.
🔘 Последнюю машину ГАЗ-61-40 сдали наркомату обороны 11 июня 1941 года и, предположительно, ещё через месяц этот последний ГАЗ-61-40 был выделен командующему 4-й армией Западного фронта генералу Рокоссовскому. После суровой зимы 1942 года на большинство машин 61-40 были установлены на московском танкоремонтном заводе №101 закрытые кузова "седан" от моделей "11-73" или "М1". До наших дней "дожили" считанные единицы этих вездеходов, судьба других машин неизвестна…
🔘 Этот же, который на #фото🔻, автомобиль появился в КБ Смирнова по редкому стечению обстоятельств. Его приобрели у известной новосибирской реставрационной мастерской Курдюмова В.Б., которой он достался в 2012 году от родственников другого новосибирского энтузиаста, который бережно хранил его, начиная с 80-х годов. История автомобиля отслеживается с 1952 года, когда из Наркомата тяжелой промышленности он был передан в Облпотребсоюз Новосибирской области, где проработал до 1962 года. Тогда же был списан и выкуплен механиком гаража, в личном пользовании которого автомобиль пробыл до 1972 года, после которого более не эксплуатировался.
🔘 К слову, машина стала призером Автосиб-2014, где получила голоса шести экспертов и большую золотую медаль, как лучший отреставрированный автомобиль 2014 года. И уже после Новосибирска автомобиль был бережно доставлен в КБ Смирнова (СПб) и подвергся небольшим доработкам, суть которых заключалась в установке довоенных хромированных деталей и оригинальных колес, что придало автомобилю парадный лоск и маршальский глянец, которого были лишены автомобили военного периода.
🔘 Проект получил название "Забытый Маршал", как дань уважения благодарных потомков и признания заслуг перед отечеством великих полководцев, которым машина сослужила верную службу в трудные годы войны. Ведь мы знаем, что все ГАЗ 61-73 передавались в пользование исключительно высшему командному составу РККА. До наших дней дожило несколько штук, из 171 выпушенной машины. Раритет.
🔘 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Длина, мм. - 4670;
Ширина, мм. - 1770;
Высота, мм. - 1905;
Масса, кг. - 1650;
Макс. скорость, км/ч - 107;
Грузоподъемность, кг. - 500;
Двигатель - бензиновый;
Объем двигателя, см3 - 3485;
Мощность, л.с. - 87;
Кол-во цилиндров - 6;
Клиренс, мм. - 240;
Годы выпуска - 1941-1945;
Тираж, экз. - 171.
Кстати, советский автопром в КБ Смирнова не ограничен только этой машиной 📷🔻. Так, что при случае порадуемся хорошим фотографиям, и историям... #техника