myussr
Остап Бендер в Казахстане. 5. Айнабулак. Смычка всех путей.
Между Сары-Озеком и Уштобе, среди пустынных каменистых гор, находится маленькая станция. Поезда здесь если и останавливаются, то очень ненадолго. Тем не менее, литературное описание этого места сделало его широко известным всей читающей публике Советского Союза. Именно тут произошла та, настоящая Смычка, столь смачно описанная Ильфом и Петровым в очерке, и нашедшая продолжение в "Золотом теленке".
Однако истинное название этого места вряд ли что скажет многим читателям романа. Хотя в истории индустриализации станция "Айнабулак", реально соединившая рельсы Туркестано-Сибирской магистрали, имеет собственное место.
Итак, две бригады строителей, вышедшие навстречу друг другу из двух противоположных пунктов, благополучно встретились. Это произошло 21 апреля 1930 года на безвестной платформе Огыз-Корган. Северный и Южный укладочные городки, на 8 месяцев опередив график в трудовом пролетарском порыве, наконец, слились воедино. Но рельсы сомкнули чуть позже, торжества по поводу Смычки приурочили к Первомайским праздникам. Именно тогда состоялись торжества, собравшие вместе всех героев нашего повествования: реальных, вымышленных, случайных и закономерных. Огыз-Корган, сообразно случаю, получил новое имя и стал Айнабулаком.
Сюда-то, на Смычку Турксиба, и прибыл, наконец, московский литер "А" - с почетными гостями, журналистской братией, Ильей Ильфом и Евгением Петровым. Вот как описывают они все это сами:
"Прибывшие поезда с гостями из Москвы, Сибири и Средней Азии образовали улицы и переулки. Со всех сторон подступали к трибуне, сипели паровозы, и белый пар задерживался на длинном полотняном лозунге: "Турксиб - первое детище пятилетки".
…Тысячи всадников, понукая волосатых лошадок, торопились к деревянной стреле, находившейся на той самой точке, которая была принята еще три года назад как место будущей смычки. Кочевники ехали целыми аулами.
…Турксибовцы праздновали свою победу шумно, весело, с криками, музыкой и подбрасыванием на воздух любимцев.
…Со звоном на полотно полетели рельсы, в минуту они были уложены, и рабочие-укладчики, забившие миллионы костылей, горделиво уступили право на последние удары своим руководителям".
Это - из очерка. А вот - из романа:
"Прибывшие поезда с гостями из Москвы, Сибири и Средней Азии образовали улицы и переулки. Со всех сторон составы подступали к трибуне, сипели паровозы, белый пар задерживался на длинном полотняном лозунге: «Магистраль - первое детище пятилетки".
…Тысячи всадников, сидя в деревянных седлах и понукая волосатых лошадок, торопились…".
Ну и так далее и т.п. И опять разница совсем не чувствительная!
#интересно
Остап Бендер в Казахстане. 6. Город, где можно отстать от поезда.
…Итак, после Смычки Остапу Бендеру больше не нашлось места в литерном поезде. Ну а остальные пассажиры поехали дальше, тем же поездом. Знакомиться с экзотикой Востока. Это - в романе. А наяву? И наяву. Спецпассажиры литера "А", в числе которых были Ильф с Петровым, отправились назад. Но - с заездом в Среднюю Азию.
К тому моменту авторы "Комбинатора" были абсолютно спокойны за судьбу своего любимца. И с безмятежной совестью ждали встречи со Средней Азией - с ее базарами, минаретами и освобожденными женщинами Востока. Но перед этим, по программе, была Алма-Ата. Город, зачаровавший всех "литерных" своей буйной зеленью и патриархальной тишиной.
Чтобы понять, какое впечатление произвела Алма-Ата на наших героев, достаточно еще раз пересмотреть их очерк - "Осторожно, овеяно веками":
"… Алма-Ата была таким местом, в котором отстать от поезда не так уж неприятно. Это светлый, широкий город, большинство населения которого увидело поезд только в прошлом году, когда Турксиб подошел к Алма-Ате. Здесь совсем несложно найти человека, читавшего Щедрина и Фадеева, подписчика Большой советской энциклопедии и журнала "Жизнь искусства", но еще не привыкшего к железнодорожному пейзажу - водокачкам, семафорам и стрелочным будкам.
Алма-Ата еще сохранила свой старорежимный вид полковничьего городка. Вся она обставлена одноэтажными, одноквартирными домиками ставнями наружу, резными карнизами и тенистыми помещичьими крылечками".
Нужно сказать, что братьев-литераторов занесло в Алма-Ату в один из тех моментов ее истории, которые без всяких натяжек можно считать судьбоносными. Судьбоносный момент, свидетелями которого и были Ильф с Петровым, был связан с появлением Турксиба и переводом столицы. Что, вообще-то, неразрывно.
Переезд столицы из Кзыл-Орды в Алма-Ату начался в мае 1929 года. А уже 19 июля в новый центр Казахстана пришел первый поезд. Но прежде, чем стать столицей республики, годом ранее, Алма-Ата стала железнодорожной столицей края - сюда было переведено управление Турксибом (из Москвы!). И этот фактор нельзя недооценивать - ведь Турксиб был тогда крупнейшей стройкой Советского Союза.
И хотя, по большому счету, все эти перемены моментально не отразились на "верненском" облике "старорежимного" города (железная дорога, как известно, прошла на некотором расстоянии, и ветка на "Алма-Ату II" появилась позже), ритм жизни горожан и их судьба поменялись круто.
Любопытно, но в записных книжках, а равно и в очерке Ильфа и Петрова - начисто отсутствует всяческое упоминание о торжествах в Алма-Ате. А между тем, 1 мая 1930 года именно тут состоялось официальное открытие Турксиба и сквозного движения по магистрали. Почему это события проигнорировано романистами-журналистами? Сложно сказать. Может быть, случился праздничный "перебор" на Смычке. А может, авторы просто пересытились праздничными впечатлениями.
Но именно в Алма-Ате тональность очерка как-то незаметно меняется и приобретает какой-то лирический оттенок. Даже обычная ирония не смогла заглушить того теплого и доброго чувства, которое возникло у авторов "12 стульев" при посещении новой столицы Казахстана. Из очерка так и сквозит упоение, с каким они гуляли по Алма-Ате и даже подымались к Медео.
"Но не остаться Алма-Ате полковничьим городком даже с виду. Турксиб преобразит столицу Казахстана. Уже свозятся по городской ветке строительные материалы. Городу тесно. Столько предстоит дела, что неизвестно даже, за что раньше взяться. Строить ли раньше усовершенствованные мостовые, или прокладывать прежде канализацию и водопровод, либо взяться за устройство большого курорта в Медео, альпийской местности, в 14 километрах от города, где пейзажу не хватает только сенбернара с привязанной к ошейнику плиткой шоколада "Гала-Петер", чтобы стать похожим на всемирно известные швейцарские ландшафты".
Если бы это писалось не ¾ века назад, а сегодня, то мы восприняли бы фрагмент куском очередного послания городских властей горожанам! #интересно