🔘 ГАЗ-61 - семейство советских легких автомобилей повышенной проходимости с приводом на все колёса. В ГАЗовской системе обозначений, принятой в 1936 году, модель шифровалась двумя индексами - шасси и кузова, через дефис, соответственно. Шестицилиндровые модели на базе шасси М-11 обозначались таким образом: 11-73, 11-415, 11-40. Три типа кузова: седан-73, пикап-415, 40-фаетон. На полноприводном шасси: 61-73. Приведенная система обозначений моделей просуществовала до конца сороковых годов.
🔘 Модификация ГАЗ-61-73 - первый в мире полноприводный легковой автомобиль с закрытым кузовом седан. Во время ВОВ ГАЗ-61-73 активно использовался в качестве штабного автомобиля для высшего командного состава РККА.
🔘 Советские автомобили военного времени собирались спешке, была дорога каждая секунда, но, как ни удивительно, качество выпускаемых машин выдерживалось на самом высоком уровне. Этот феномен не могут объяснить по сей день. Модель ГАЗ-61-73 была конструктивно простой, практически все узлы и агрегаты использовались от других автомобилей, проверенных годами эксплуатации. В то время все советские автомобили были только заднеприводными, поэтому вопрос подключения передних колес касался исключительно армейского вездехода. Тем не менее, и с этим экспериментальное конструкторское бюро Виталия Грачева справилось успешно. В остальном никаких проблем не возникало.
🔘 Новый вездеход полностью оправдал надежды создателей: ведущего конструктора В.А. Грачева, инженеров Б.Д. Кирсанова, А.Г. Кузина, Н.Г. Мозохина, М.П. Пименова, С.Г. Зислина, В.И. Подольского и др. Первый полностью комплектный, отработанный и фактически эталонный ГАЗ-61-73 был сдан 9 июня 1941 года. 13 июня он уже буксировал на Софринском артполигоне 76-мм пушку. Испытания прошли успешно. Однако впоследствии на серийных вездеходах стандартный тяговой прибор не ставился.
🔘 Чрезвычайно высокая проходимость и неприхотливость ГАЗ-61-73, превосходившая аналогичные показатели "лендлизовских" автомобилей , появившихся в войсках в 1942 году, удобный закрытый кузов, отличная динамика, в сравнении с появившимся в 1943 году ГАЗ 67; выносливость, ремонтопригодность - все это снискало им глубокое уважение фронтовиков, о чем есть упоминания и в военной прозе - в произведениях К. Симонова и Б. Полевого.
🔘 Почти все выпущенные в 1941 году ГАЗ-61-73 были направлены в войска, где приобрели очень хорошую репутацию. За ними буквально охотились. В.А. Грачев вспоминал, как в 1942 году он приехал на фронт в Старую Руссу (по вопросам эксплуатации танков Т-60), где у него эту машину отобрал генерал Вершинин, сказав: "Вы себе еще сделаете, а мне без нее никак..." Взамен дал потрепанную "эмку". 📷🔻 #техника