Кашин сегодня запостил Сталина (Пикассо), все
репостнули, а что, и к чему?! Для читателей канала история:
Картина Пикассо "Женщина с усами"... 😳
5 марта 1953 года, весть о смерти Сталина быстро разнеслась по миру, вызывая различные ответные реакции. Руководство французской компартии, как и других "братских партий", незамедлительно приняло меры... и уже на следующий день коммунистическая газета "Юманите" объявила траур...
Коммунистическая печать не жалела эпитетов. Так еженедельник ЦК ФКП "Франс Нувель" написал:
"Перестало биться сердце Сталина, выдающегося соратника и авторитетного преемника Ленина, вождя, друга и брата трудящихся всех стран..." Ну и так далее.
На фоне такого рода патетики полным диссонансом выглядел номер еженедельника "Леттр Франсез", вышедший 12 марта. Скандал был не шуточный. В начале 1953 года "Леттр Франсез" возглавил Луи Арагон, выдающийся поэт, бесспорный литературный авторитет, участник движения Сопротивления. кандидат в члены ЦК ФКП. В компартию он вступил в 1927 году, а в 1929 году укрепил свою связь с Советским Союзом, женившись на Эльзе Триоде, младшей сестре Лили Брик. Отметить смерть Сталина Арагон решил самым необычным способом - обратившись к своему другу Пабло Пикассо, тоже коммунисту, с просьбой нарисовать траурный портрет вождя в номер от 12 марта.
О том, как Пикассо воспринял заказ Арагона, рассказала жена художника Франсуаза Жило. Она разговаривала с Арагоном по телефону, затем передала Пикассо просьбу нарисовать портрет, на что тот сказал:
"Ну, если Арагон просит, надо сделать".Пикассо справился с задачей довольно просто. В доме нашли фотографию Сосо Джугашвили в форме гимназиста, и Пикассо нарисовал портрет в присущей ему художественной манере, а под носом пририсовал знаменитые сталинские усы. Когда он закончил, портрет оказался похожим на моего отца, продолжает Франсуаза. Мы смеялись, пока у Пабло не началась икота.
"Может, если б я пытался изобразить твоего отца, он получился бы больше похожим на Сталина?" - сказал он.
А то что произошло дальше.... Вот как описывает дальнейшие события Эльза Триоле, бывшая в курсе всех дел своего мужа - Арагона.
"Накануне. 11 марта. - пишет она.
- Луи вернулся из редакции поздно, сказав, что номер готов и осталось только поставить портрет, который вот-вот пришлет Пикассо. На следующее утро - я спустилась вниз к почтовому ящику, вынула газету (Верстка газеты - в видеозрисовке) и поняла, что случилось нечто непоправимое". Нарисованный художником молодой человек с усами (или вообще женщина с усами) и живым взглядом мало напоминал Сталина, которого привыкли видеть на официальных портретах в парадной форме.
Руководству партии было в шоке. 18 марта "Юманите" вышла с сообщением, где категорически осуждалась публикация портрета в "Леттр Франсез". Текст был странный:
"Ни в коей мере не ставя под сомнение чувства выдающегося художника Пикассо, хорошо известного своей приверженностью делу рабочего класса, секретариат Французской коммунистической партии выражает сожаление, что товарищ Арагон... смело борющийся за развитие реалистического искусства, допустил такую публикацию".Иными словами, виноват не столько Пикассо (ну что возьмешь с художника), сколько Арагон. Вообще скандал разразился в отсутствие лидера ФКП Мориса Тореза, который в то время находился в Советском Союзе на лечении. Но внутри партии уже начались тараканьи бои за то, чтобы занять место Тореза. Арагон числился среди его друзей и соратников, так что удар косвенно наносился по всей группировке Тореза.
Забегая вперед можно сказать, что именно Торез, вернувшись во Францию в конце апреля 1953 года, положил конец всей этой шумихе вокруг портрета. Ну а пока покровитель лечился в Москве. Арагону пришлось каяться и провести сеанс самокритики. Ответив в газете:
"Откровенность требует, чтобы я ознакомил читателей "Леттр Франсез" с этим документом. Я согласен с его содержанием и благодарю руководство моей партии за эти слова".А что же Пикассо? Свою позицию он сформулировал кратко:
"Я принес цветы на могилу умершего. Но мой букет не понравился. Бывает". см.🔻 #интересно #личность