Size: a a a

2018 November 05
СССР
источник
СССР
myussr
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 6. В команде "архитектора перестройки".

Конечно, некоторые талантливые историки (A.В. Игнатьев, А.Я. Грунт, В.Д. Поликарпов и др.) по разным причинам, к сожалению, оказались за бортом. Но дорога в группу никому не была заказана. Яковлев на первом же совещании объявил, что работа будет идти на соревновательной основе. Готовые главы или части будут печататься в журнале «Вопросы истории КПСС» для широкого обсуждения. И многое действительно уже тогда было напечатано. Не могу не вспомнить здесь сотрудника журнала М. Кольцова, включившегося в нашу работу с большим энтузиазмом. Он верил в завершение работы, ждал его.

«Знаешь, - сказал он как-то, - что перестраивать - это “на входе” ясно, а что будет “на выходе” - это, кажется, и на самих “верхах” не очень-то представляют. А ломать - не строить». «А может, представляют?» - заметил кто-то.
Начало этой истории и голосовалка тут... #интересно
Telegram
СССР
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 1. Прорабы и проработчики.

Провозглашенная Горбачевым гласность началась не столько с осмысления советского настоящего, сколько советской истории как таковой. Как писал «перестроечный» экономист О. Лацис, произошел «почти шизофренический сдвиг центра общественного внимания к проблемам нашего прошлого». Историки оказались в моде, причем появился даже особый их тип. Если раньше образ историка связывался с чем-то подобным летописцу Нестору, уединенно пишущему «Повесть временных лет», то теперь этот «Нестор» вышел на публику. Появились историки-трибуны. Больших «повестей» за ними не числилось; их оружием в основном было устное слово. Вряд ли ошибусь, если скажу, что тон во многом задавал Юрий Афанасьев, в прошлом - проректор Высшей комсомольской школы, а в начале перестройки, по-моему, уже заведующий отделом истории журнала «Коммунист». Немного позднее он стал одним из лидеров Межрегиональной группы Съезда народных депутатов и особенно прославился…
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 7. "Сто лет будете гадать..."

«Дальше, дальше, дальше...» Но куда дальше? К полному отвержению Октября, всего советского. Место медлительных, крайне осторожных историков стремительно занимали бойкие журналисты, с легкостью мысли и пера которых историки соперничать не могли. Помимо осточертевшей всем «партийности», советские исторические труды отличались литературной тяжеловесностью и косноязычием. Их уже давно писали не для широких читательских кругов. Когда на одном из ученых советов нашего Института истории мастер использования метафор Ю.А. Поляков призвал остановить «бег по истории в кроссовках», кто-то из сидящих рядом со мной тихо сказал: «А в кирзовых сапогах по истории можно было?»

Ситуация напоминала то, что происходило после 1917 года, когда историю павшего режима стали преподносить как нечто почти сплошь черное, отрицательное. Теперь «демократическая» публицистика сосредоточилась на красном терроре эпохи гражданской войны и особенно на сталинских репрессиях 30-х годов. Все это выделялось, подчеркивалось и распространялось на всю послеоктябрьскую историю. Стирание «белых пятен» оборачивалось чуть ли не сплошным очернением. Шло безоглядное изменение исторических плюсов на минусы и наоборот. Но это в публицистике. А в исторической науке?

Резкую перемену взглядов демонстрировал Д. Волкогонов. Высокого ранга генерал, заместитель начальника Политуправления Советской армии, а позже начальник Института военной истории, он решительно принялся за дегероизацию вождей Октября и самого Октября. «Волкогоновщина» - так кто-то назвал «феномен Волкогонова». Академические круги открыто не выступали против Волкогонова, но на выборах в Академию аккуратно проваливали его. Искренности поворота Волкогонова не верили, считали его проявлением бесчестности, приспособлением к новой политической конъюнктуре. Думается все же, что причины были более сложными и глубокими.

Не менее, а еще более разительным примером сжигания того, чему раньше поклонялся, станет и сам Александр Яковлев. В «Омуте памяти», несмотря на все попытки, он все же не дает внятного объяснения произошедшего с ним.

«Здесь, - пишет он, - безграничный простор для личных раздумий, сомнений, покаяния. На склоне лет я все чаще, как политик, становлюсь противен самому себе. Наверное, устал... Ох, уж это русское самоедство!»

И все бы хорошо, если бы «отступники», отступив, «принимали свой крест». Но этого, как правило, и не происходило... #интересно
источник
2018 November 06
СССР
Кашин сегодня запостил Сталина (Пикассо), все репостнули, а что, и к чему?! Для читателей канала история:

Картина Пикассо "Женщина с усами"... 😳

5 марта 1953 года, весть о смерти Сталина быстро разнеслась по миру, вызывая различные ответные реакции. Руководство французской компартии, как и других "братских партий", незамедлительно приняло меры... и уже на следующий день коммунистическая газета "Юманите" объявила траур...

Коммунистическая печать не жалела эпитетов. Так еженедельник ЦК ФКП "Франс Нувель" написал: "Перестало биться сердце Сталина, выдающегося соратника и авторитетного преемника Ленина, вождя, друга и брата трудящихся всех стран..." Ну и так далее.

На фоне такого рода патетики полным диссонансом выглядел номер еженедельника "Леттр Франсез", вышедший 12 марта. Скандал был не шуточный. В начале 1953 года "Леттр Франсез" возглавил Луи Арагон, выдающийся поэт, бесспорный литературный авторитет, участник движения Сопротивления. кандидат в члены ЦК ФКП. В компартию он вступил в 1927 году, а в 1929 году укрепил свою связь с Советским Союзом, женившись на Эльзе Триоде, младшей сестре Лили Брик. Отметить смерть Сталина Арагон решил самым необычным способом - обратившись к своему другу Пабло Пикассо, тоже коммунисту, с просьбой нарисовать траурный портрет вождя в номер от 12 марта.

О том,  как Пикассо воспринял заказ Арагона, рассказала жена художника Франсуаза Жило. Она разговаривала с Арагоном по телефону, затем передала Пикассо просьбу нарисовать портрет, на что тот сказал: "Ну, если Арагон просит, надо сделать".

Пикассо справился с задачей довольно просто. В доме нашли фотографию Сосо Джугашвили в форме гимназиста, и Пикассо нарисовал портрет в присущей ему художественной манере, а под носом пририсовал знаменитые сталинские усы. Когда он закончил, портрет оказался похожим на моего отца, продолжает Франсуаза. Мы смеялись, пока у Пабло не началась икота. "Может, если б я пытался изобразить твоего отца, он получился бы больше похожим на Сталина?" - сказал он.

А то что произошло дальше.... Вот как описывает дальнейшие события Эльза Триоле, бывшая в курсе всех дел своего мужа - Арагона. "Накануне. 11 марта. - пишет она. - Луи вернулся из редакции поздно, сказав, что номер готов и осталось только поставить портрет, который вот-вот пришлет Пикассо. На следующее утро - я спустилась вниз к почтовому ящику, вынула газету (Верстка газеты - в видеозрисовке) и поняла, что случилось нечто непоправимое". Нарисованный художником молодой человек с усами (или вообще женщина с усами) и живым взглядом мало напоминал Сталина, которого привыкли видеть на официальных портретах в парадной форме.

Руководству партии было в шоке. 18 марта  "Юманите" вышла с сообщением, где категорически осуждалась публикация портрета в "Леттр Франсез". Текст был странный: "Ни в коей мере не ставя под сомнение чувства выдающегося художника Пикассо, хорошо известного своей приверженностью делу рабочего класса, секретариат Французской коммунистической партии выражает сожаление, что товарищ Арагон... смело борющийся за развитие реалистического искусства, допустил такую публикацию".

Иными словами, виноват не столько Пикассо (ну что возьмешь с художника), сколько Арагон. Вообще  скандал разразился в отсутствие лидера ФКП Мориса Тореза, который в то время находился в Советском Союзе на лечении. Но внутри партии уже начались тараканьи бои за то, чтобы занять место Тореза. Арагон числился среди его друзей и соратников, так что удар косвенно наносился по всей группировке Тореза.

Забегая вперед можно сказать, что именно Торез, вернувшись во Францию в конце апреля 1953 года, положил конец всей этой шумихе вокруг портрета. Ну а пока покровитель лечился в Москве. Арагону пришлось каяться и провести сеанс самокритики. Ответив в газете: "Откровенность требует, чтобы я ознакомил читателей "Леттр Франсез"  с этим документом. Я согласен с его содержанием и благодарю руководство моей партии за эти слова".

А что же Пикассо? Свою позицию он сформулировал кратко: "Я принес цветы на могилу умершего. Но мой букет не понравился. Бывает". см.🔻 #интересно #личность
источник
СССР
​​Да, Вы правильно догадались, история на этом🔺 не заканчивается. Ну, тут надо знать Пикассо. Но я думаю, что умный читатель канала её оценит вне зависимости от своей политической платформы, отношения к И.В. Сталину, да и Пикассо не всем нравится, и вообще...🔻

Писателя Пьера Дэ послали успокоить Пикассо. Художник сказал посланцу партии: "Нарисуй я Сталина старым, с морщинами, мешками под глазами, все закричали бы: как ты смеешь рисовать его стариком! Поэтому я даже в какой-то момент собирался нарисовать его в героическом духе, обнаженным. Да. Думал я. Это здорово. Но как быть с его мужскими причиндалами? В классических скульптурах члены всегда маленькие. Но ведь речь идет о Сталине, мощном мужике, настоящем боевом быке. Если ему приделаешь бычий член, за которым нарисуешь маленького Сталина. будет еще хуже. Тогда все закричат: ты превратил его в сексуального извращенца. В настоящего сатира!"

А потом Пикассо добавил: "Конечно, если ты настоящий реалист, то берешь линейку и измеряешь свой собственный аппарат. Но тогда ты превратишь Сталина в ординарного человека. Даже если ты готов собой пожертвовать и для полного реализма сделаешь слепок своего члена, а потом воспользуешься им в работе, то еще хуже набросятся: ты что решил, что ты - Сталин?! Я уж не говорю о том, что у Сталина, должно быть, никогда эрекция не прекращалась. Нет. Ты скажи мне, раз уж так разбираешься в социалистическом реализме. Сталина надо рисовать с эрекцией или без?"

Реванш Пикассо взял после XX съезда КПСС, на котором Сталин был развенчан. Он язвительно спросил: "Теперь, надеюсь, вы не скажете, что я слишком благожелательно нарисовал Сталина".

И еще одно. В завершении видеозарисовки🔻 - плакат руки Пикассо. Несколько слов о нем. В 1949 году Пикассо поздравил семидесятилетнего Сталина с днем рождения. Он изобразил поднятый бокал, под которым надпись: "A ta sante, Stalin!" ("За твое здоровье, Сталин!"). Его тогда уже начали ругать за панибратство, а реакция Сталина неизвестна.

Ну и последнее. 

Пикассо скончался на 91 году жизни 8 апреля 1973 года, так и не побывав в Советском Союзе. Пабло Пикассо признан самым дорогим художником в мире. Общая стоимость его произведений оценивается в 10 млрд евро. 🎞 🔻 #интересно #личность
#видео от art_and_brains
источник
СССР
Отрывной календарь. Политиздат. СССР. 1959г.
источник
СССР
источник
СССР
Русский музей. Парочка #фото. "Ночь искусств" как-никак...
источник
СССР
источник
СССР
Немного Минского метрополитена в ленту. Не Москвой единой... #фото #искусство
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
myussr
Очередная московская неделя. 1953 год - прошло 36 лет со дня Великой Октябрьской социалистической Революции, 7 лет после Победы, уже нет И.В. Сталина и арестован Л. Берия... Чем жила страна и столица?! Для любителей всяческих "хроник", документов, газетных вырезок и прочей такой повседневности...
(всё это Вы можете посмотреть благодаря "Электронекрасовке", ссылка в тексте)...
📰🔻 #пресса #документ #интересно
Очередная московская неделя...
1942 год - идёт Великая Отечественная война, позади битва за Москву, пылает Сталинград... Чем жила страна и столица?! Для любителей всяческих "хроник", документов, газетных вырезок и прочей такой повседневности...
(всё это Вы можете посмотреть благодаря "Электронекрасовке", ссылка в тексте)... 📰🔻
#пресса #документ #интересно
источник
СССР
Ленин маслом - от Ольги Шараповой. #живопись #видео
источник
СССР
myussr
Роскошь Империи...
Московское метро. СССР. #искусство
Ноябрьский серый сталинский ампир... или роскошь Империи 🚩
Управление ЮВЖД. г. Воронеж. #архитектура #фото
источник
СССР
Парашюты рванулись и приняли вес,
Земля колыхнулась едва,
А внизу дивизии "Эдельвейс"
И "Мертвая голова".
Автоматы выли, как суки в мороз,
Пистолеты били в упор,
И мертвое солнце на ветках берез
Устало вести разговор.


(Слова из песни барда Михаила Анчарова "Баллада о парашютах", это о Букринском десанте...) См.🔻 #литература
источник
СССР
Советский кинорежиссер Григорий Чухрай был командиром взвода десантников, непосредственно участвовал при взятии Букринского плацдарма. Позднее он напишет: 

"Выпрыгивали из самолета в секторе зенитного огня. До этого мне пришлось хлебнуть немало военного лиха: был дважды ранен, воевал в Сталинграде, но такого - падать навстречу сияющим трассам пуль, сквозь пламя пылающих в небе парашютов товарищей - такого еще не пробовал…"

Для захвата Букринского (Каневское направление, основное при освобождении Киева) плацдарма был применен массированный авиадесант. Часто пишут, что практически весь он был расстрелян немцами в небе и добит на земле, многие десантники потонули в водах Днепра. Все так. Из-за ошибок, просчётов и даже нарушения лётчиками выданных лётных заданий десант был выброшен с разбросом от 30 до 100 километров, прямо под огонь срочно переброшенных сюда нескольких пехотных дивизий и танковых корпусов противника!
Но...  эти три воздушно-десантных бригады: 1-я, 3-я и 5-я общей численностью свыше 10 000 человек, которые должны были высадиться в предполье Букринского плацдарма на правом берегу Днепра, забрали у немцев четыре важных дня; в бесконечных сражениях с десантниками, сумевшими не только вступить в бои, но и найти своих товарищей - в том числе из местных партизан. За это время на Букринский плацдарм успели переправиться не только все части 9-го мехкорпуса, но и части 40-й армии! Да, вот ещё - за каждого десантника немцами в октябре была назначена цена: 6 тысяч оккупационных марок, о чем оповещали сбрасываемые с самолетов листовки! А ведь их вроде всех ещё в воздухе перебили... #ВОВ См.🔻
источник
СССР
А. Дамаскин - "Баллада о парашютах", автор стихов Михаил Анчаров. СССР. 1966 год. #музыка
источник
СССР
📌 Оставлю ссылку на проект МБХ - 1983. Интересно, любопытно. Просто слишком объемно и тяжеловато для телефона, чтобы как-то впихнуть это в канал. И да, соглашусь, что многое осталось за кадром. А так сходите, полистайте, составьте мнение...

В августе 1991 года начиналась постсоветская история - наша современность. Весь мир наблюдал, как с Лубянской площади убирали памятник основателю советских спецслужб - Феликсу Дзержинскому. Тогда же со здания КГБ сняли мемориальную доску, посвященную Юрию Андропову. Пройдут годы, мы будем продолжать спорить о возвращении "Железного Феликса" обратно. Но еще в конце 1999 года мемориальная доска Андропова тихо вернется на место. И с тех пор вот уже почти 20 лет он присматривает за всеми нами с Лубянской площади.

📌 Год Андропова - 1983 - год, когда современная Россия стала возможной.

Это спецпроект о 1983 годе - важном и единственном годе правления генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова. С этим правлением до сих пор одни связывают "упущенный шанс" СССР пойти по "китайскому сценарию" - реформироваться, но не погибнуть. Для других "год Андропова" - это просто очередная ступень погружения всей страны в мрак. Мы попытаемся разобраться в этом споре:
• КГБ
• Реформы
• Рок
• Холодная война
• Коррупция
#интересно
Telegram
Толкователь
Серёжа Простаков анонсировал спецпроект "1983 год". Важный год перелома для советской власти.
https://1983mbk.io
Пока быстро пролистал его и не заметил очень важной темы: сращивания КГБ и системных либералов в единый организм, гибрид. Как раз к 1983 году были полностью разгромлены все подпольные и полуподпольные политические силы: левые разных оттенков (от троцкистов до маоистов), национальные организации, исламские и группы альтернативных христиан, и т.д. Остались только системные либералы в ранге советников главы КГБ, а затем и генсека Андропова: Бовин, Шахназаров, Арбатов, Иноземцев, Бурлацкий и т.д. Через несколько лет эти советники главы КГБ начнут и возглавят Перестройку, и окончательно, на десятилетия установят во власти чекистско-либеральный гибрид.
Тема это по понятным причинам не звучит и не исследуется ни либеральными медиа, ни патриотическими (для них Андропов до сих пор икона, символ порядка).
В "Толкователе" я много приводил воспоминаний о жизни и работе либералов при КГБ. Вот один из таких фрагментов:…
источник