Size: a a a

2018 November 06
СССР
myussr
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 7. "Сто лет будете гадать..."

«Дальше, дальше, дальше...» Но куда дальше? К полному отвержению Октября, всего советского. Место медлительных, крайне осторожных историков стремительно занимали бойкие журналисты, с легкостью мысли и пера которых историки соперничать не могли. Помимо осточертевшей всем «партийности», советские исторические труды отличались литературной тяжеловесностью и косноязычием. Их уже давно писали не для широких читательских кругов. Когда на одном из ученых советов нашего Института истории мастер использования метафор Ю.А. Поляков призвал остановить «бег по истории в кроссовках», кто-то из сидящих рядом со мной тихо сказал: «А в кирзовых сапогах по истории можно было?»

Ситуация напоминала то, что происходило после 1917 года, когда историю павшего режима стали преподносить как нечто почти сплошь черное, отрицательное. Теперь «демократическая» публицистика сосредоточилась на красном терроре эпохи гражданской войны и особенно на сталинских репрессиях 30-х годов. Все это выделялось, подчеркивалось и распространялось на всю послеоктябрьскую историю. Стирание «белых пятен» оборачивалось чуть ли не сплошным очернением. Шло безоглядное изменение исторических плюсов на минусы и наоборот. Но это в публицистике. А в исторической науке?

Резкую перемену взглядов демонстрировал Д. Волкогонов. Высокого ранга генерал, заместитель начальника Политуправления Советской армии, а позже начальник Института военной истории, он решительно принялся за дегероизацию вождей Октября и самого Октября. «Волкогоновщина» - так кто-то назвал «феномен Волкогонова». Академические круги открыто не выступали против Волкогонова, но на выборах в Академию аккуратно проваливали его. Искренности поворота Волкогонова не верили, считали его проявлением бесчестности, приспособлением к новой политической конъюнктуре. Думается все же, что причины были более сложными и глубокими.

Не менее, а еще более разительным примером сжигания того, чему раньше поклонялся, станет и сам Александр Яковлев. В «Омуте памяти», несмотря на все попытки, он все же не дает внятного объяснения произошедшего с ним.

«Здесь, - пишет он, - безграничный простор для личных раздумий, сомнений, покаяния. На склоне лет я все чаще, как политик, становлюсь противен самому себе. Наверное, устал... Ох, уж это русское самоедство!»

И все бы хорошо, если бы «отступники», отступив, «принимали свой крест». Но этого, как правило, и не происходило... #интересно
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 7. "Сто лет будете гадать..."

1989 год, пожалуй, стал пиком переосмысления истории. В конце января в Доме культуры МАИ состоялась учредительная конференция Всесоюзного историко-просветительского общества "Мемориал". В президиуме - А. Адамович, Ю. Афанасьев, М. Ульянов, Е. Евтушенко, Ю. Карякин, М. Шатров. Михаил Ульянов клеймил "чуму сталинизма" и говорил, что теперь-то у нас, наконец, есть шанс "выздороветь". Редактор "Огонька" Виталий Коротич взывал к бдительности. "Дракон еще жив! - восклицал он. - Живы те, кто убивал! Должен состояться второй Нюрнберг!" О перестройке как последней возможности возрождения говорили и Евгений Евтушенко, и редактор "Знамени" Григорий Бакланов.

Преобладали эмоции. Только, пожалуй, в выступлении А.Д. Сахарова они отступали на второй план.

"Ложь и лицемерие, - сказал он, - страшные удары по нравственности. Спасти ее может только правда. Да, наша история - трагическая, ужасная, но и героическая в то же время".

Позиция и слова наших либералов и демократов казались близкими и понятными. Но было в них и нечто такое, что заставляло слушать их с неким притупляющим чувством. Настораживала и размагничивала их непримиримость, даже агрессивность в утверждении и отстаивании своей "веры", стремлении "опрокинуть", изничтожить "иноверцев".

А новые собрания, заседания, говорения просто набегали друг на друга. "Московская трибуна", устный выпуск газеты "Московские новости", Колонный зал, Дом ученых...

Никогда исторические знания не были так востребованы, как в те годы. Мы выступали не только в Москве, но и в других городах. Нас все чаще приглашали за границу на конференции и семинары. Отпала болезненная тема "выездных" и "невыездных", которая глубоко раскалывала творческую интеллигенцию, превращая "счастливое меньшинство"
("выездных") в просоветски настроенных, а "невыездных" - в скрытых антисоветчиков, если не диссидентов. Вообще поездки за границу в канун перестройки превращались для властей в серьезную политическую проблему, подрывавшую режим. Впрочем, он сам стремительно шел к своему концу. Справедливо писал еще Ю. Крижанич (ХVII век):

"Чужеземное красноречие, ловкость, избалованность, любезность, роскошная жизнь и роскошные товары, словно некие сводники, лишали нас ума".

Раньше я был "невыездным", а тут вскоре одна заграничная поездка пошла за другой - Венгрия, Англия (Оксфорд), Греция, Испания, другие страны. Запомнились две конференции, первая из которых состоялась в Афинах, а вторая - в Барселоне, обе - под эгидой звезды английского театра и кино Ванессы Редгрейв. Она активно занималась политикой, разделяла троцкистские взгляды. Думаю, что ее конференции были организованы через знакомого ей драматурга М. Шатрова.

В нашей команде выделялся Игорь Дедков, работавший тогда в "Свободной мысли", - прекрасный, талантливый человек, увы, рано ушедший. Психологические удары перестройки, думаю, оказались слишком тяжкими для его натуры.

Нас принимали по первому разряду. Редгрейв сама встречала нас в холле шикарной гостиницы. Когда Шатров представил меня, глаза звезды засветились радостью, она протянула руки, прижала меня к себе, изумленно восклицая: "О, Генрих! О, Генрих!". Посторонним, наверноe, показалось, что встретились после долгой разлуки старые друзья. На самом деле я видел ее впервые. Политика - политикой, но актриса оставалась актрисой.

В Барселоне меня больше всего поразил морской простор и гигантская афиша кинофильма "Христофор Колумб" с изображением французского актера Жерара Депардье, снявшегося в главной роли. Ветер развевает волосы Колумба. Мощная фигура, устремленный в горизонт волевой взгляд. Сила, порыв, неустрашимость. Что там наши дела! #интересно
источник
СССР
Украина... в тумане... #фото
источник
СССР
источник
2018 November 07
СССР
Отрывной календарь. Политиздат. СССР. 1959г.
источник
СССР
источник
СССР
С Днём
Великой
Октябрьской Социалистической Революции!

Поздравляю всех тех , кто с теплотой вспоминает все хорошее, что сопутствовало нам в жизни при СССР.
А читателям канала всех благ независимо от политических ветров... #арт
источник
СССР
Рейнгольд Глиэр - "Красный Мак" (1927) Яблочко; Танец советских матросов "Эх, яблочко" 🍏; Сюита из балета "Красный Мак"; Фильм-балет "Красный Мак" (1955) 🎞 #музыка #видео

Балет "Красный цветок"
(первоначально "Красный мак") на музыку русского, советского композитора Рейнгольда Морицевича  Глиэра (1875-1956). Балет посвящён революционному единению советских и китайских народов. Премьера состоялась 14 июня 1927 года в Большом театре. Фильм-балет "Красный мак" чехословацкого телевидения снят в 1955 году, на сюжет художника Михаила Ивановича Курилко. Режиссёр-постановщик Павел Блюменфельд. В главных ролях: Тао-Хоа - Ярмила Мансингрова, Капитан - Мартин Тарак, Ма Ли-чен - Мирослав Кура, Ли Шан-фу - Йозеф Зайко.
источник
СССР
Группа рабочих Путиловского завода, участвовавших в штурме Зимнего дворца в Петрограде в октябре 1917. СССР. г. Ленинград. 1957 год. #фото Василий Малышев / РИА Новости.
источник
СССР
Сегодня День военной славы и парад в честь 77-ой годовщины парада на Красной площади в 1941 году. В начале ВОВ из поселка Сокол на фронт ушло более 60 чел., 21 из них не вернулись. Поселок был расположен рядом с Волоколамским шоссе, по которому в 1941 году наступали немцы. Осенью посёлок присоединился ко 2-й линии обороны Москвы. Старики, женщины и дети пилили деревья в парках для сооружения оборонительных укреплений в посёлке и вдоль окружной железной дороги. Известно, что немецкие разведчики и мотоциклисты добрались до нынешней ст. М. Сокол. #карта #ВОВ
источник
СССР
📚 Джон Рид - 10 дней, которые потрясли весь мир. #чтиво
источник
СССР
📌 1917 - Хроники Октября

Вчера я давал ссылку на массивный проект 1983, посвященный "году Андропова", авторов которого можно отнести к условному либеральному углу, а сегодня в левом углу - "Вестник Бури", с не менее интересным и насыщенным проектом (его тоже не всунешь в канал, надо сходить и полистать) -
1917 - Хроники Октября | Вестник Бури 🔥

"В начале 20 века империя представляла собой не просто клубок неразрешимых противоречий, а целый гордиев узел, в котором колоссальное социальное неравенство переплеталось с отжившей свое жесткой сословной системой, диктатура с самодурством, а своячничество и коррупция с губительной нерешительностью власти по части назревших экономических реформ. Только Великая Октябрьская революция разрубила этот узел.

И дала России возможность за полвека совершить такой технологический, социальный и культурный рывок, какой не совершал еще ни одна страна в истории.

Сегодня, В 101-годовщину начала Революции давайте вспомним, как это было. Для этого заходите в наш проект "1917. Хроники революции", где мы практически по часам восстановили историю Революции".
#интересно
источник
СССР
источник
СССР
"Мы - из Кронштадта!"
Чёрный Лукич. #музыка #видео
источник
2018 November 08
СССР
Отрывной календарь. Политиздат. СССР. 1959г.
источник
СССР
источник
СССР
СССР. г. Иркутск. 1967 год.
Остановка Райсовет выезд на мост со Свердловского района в Кировский.
Сейчас здесь одностороннее движение. Часиков нет, красного стяга нет, на том берегу нет деревянных зданий, кораблики не швартуются. Все так же красиво... #фото
источник
СССР
Павильон ВДНХ торжественно открыли в конце 1968 года - это было громкое событие в архитектурной жизни Минска. В те годы павильон был ультрасовременной постройкой. Архитекторы ездили в Москву на консультации - их впечатлил выставочный павильон в Сокольниках - тоже из стекла и бетона. В результате получилось легкое воздушное здание. Квадратные модули наверху изначально тоже хотели сделать стеклянными. Позже от этой идеи отказались. Кстати, постройку критиковали за чрезмерное расходование электроэнергии: отапливать такое посещение из стекла было затратно. СССР. #фото
источник
СССР
Советский тяжелый танк КВ-2, захваченный немецкой армией, экспонируется на одной из берлинских площадей. #фото сделано в 1943 году. #колоризация
источник
СССР
myussr
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 7. "Сто лет будете гадать..."

1989 год, пожалуй, стал пиком переосмысления истории. В конце января в Доме культуры МАИ состоялась учредительная конференция Всесоюзного историко-просветительского общества "Мемориал". В президиуме - А. Адамович, Ю. Афанасьев, М. Ульянов, Е. Евтушенко, Ю. Карякин, М. Шатров. Михаил Ульянов клеймил "чуму сталинизма" и говорил, что теперь-то у нас, наконец, есть шанс "выздороветь". Редактор "Огонька" Виталий Коротич взывал к бдительности. "Дракон еще жив! - восклицал он. - Живы те, кто убивал! Должен состояться второй Нюрнберг!" О перестройке как последней возможности возрождения говорили и Евгений Евтушенко, и редактор "Знамени" Григорий Бакланов.

Преобладали эмоции. Только, пожалуй, в выступлении А.Д. Сахарова они отступали на второй план.

"Ложь и лицемерие, - сказал он, - страшные удары по нравственности. Спасти ее может только правда. Да, наша история - трагическая, ужасная, но и героическая в то же время".

Позиция и слова наших либералов и демократов казались близкими и понятными. Но было в них и нечто такое, что заставляло слушать их с неким притупляющим чувством. Настораживала и размагничивала их непримиримость, даже агрессивность в утверждении и отстаивании своей "веры", стремлении "опрокинуть", изничтожить "иноверцев".

А новые собрания, заседания, говорения просто набегали друг на друга. "Московская трибуна", устный выпуск газеты "Московские новости", Колонный зал, Дом ученых...

Никогда исторические знания не были так востребованы, как в те годы. Мы выступали не только в Москве, но и в других городах. Нас все чаще приглашали за границу на конференции и семинары. Отпала болезненная тема "выездных" и "невыездных", которая глубоко раскалывала творческую интеллигенцию, превращая "счастливое меньшинство"
("выездных") в просоветски настроенных, а "невыездных" - в скрытых антисоветчиков, если не диссидентов. Вообще поездки за границу в канун перестройки превращались для властей в серьезную политическую проблему, подрывавшую режим. Впрочем, он сам стремительно шел к своему концу. Справедливо писал еще Ю. Крижанич (ХVII век):

"Чужеземное красноречие, ловкость, избалованность, любезность, роскошная жизнь и роскошные товары, словно некие сводники, лишали нас ума".

Раньше я был "невыездным", а тут вскоре одна заграничная поездка пошла за другой - Венгрия, Англия (Оксфорд), Греция, Испания, другие страны. Запомнились две конференции, первая из которых состоялась в Афинах, а вторая - в Барселоне, обе - под эгидой звезды английского театра и кино Ванессы Редгрейв. Она активно занималась политикой, разделяла троцкистские взгляды. Думаю, что ее конференции были организованы через знакомого ей драматурга М. Шатрова.

В нашей команде выделялся Игорь Дедков, работавший тогда в "Свободной мысли", - прекрасный, талантливый человек, увы, рано ушедший. Психологические удары перестройки, думаю, оказались слишком тяжкими для его натуры.

Нас принимали по первому разряду. Редгрейв сама встречала нас в холле шикарной гостиницы. Когда Шатров представил меня, глаза звезды засветились радостью, она протянула руки, прижала меня к себе, изумленно восклицая: "О, Генрих! О, Генрих!". Посторонним, наверноe, показалось, что встретились после долгой разлуки старые друзья. На самом деле я видел ее впервые. Политика - политикой, но актриса оставалась актрисой.

В Барселоне меня больше всего поразил морской простор и гигантская афиша кинофильма "Христофор Колумб" с изображением французского актера Жерара Депардье, снявшегося в главной роли. Ветер развевает волосы Колумба. Мощная фигура, устремленный в горизонт волевой взгляд. Сила, порыв, неустрашимость. Что там наши дела! #интересно
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 7. "Сто лет будете гадать..."

В начале апреля 1989 года нас опять собрали на Старой площади. Яковлева на сей раз не было. От его имени говорил В.П. Наумов:

"Александр Николаевич просит форсировать работу. Из обкомов идут письма об ускорении издания нашей книги".

Наумов интересовался, что необходимо, чтобы помочь делу. Может быть, следует все же всем выехать на "дачу", чтобы там "сконцентрироваться"? Мы что-то мямлили в ответ. Энтузиазма не было.

Следующая встреча "команды", если не ошибаюсь, состоялась только в начале октября 1989 года. На сей раз присутствовал Яковлев.

Совершенно неясен был концептуальный стержень книги. И как ни вслушивались мы в слова Яковлева, оставалось непонятно: а ясен ли он ему самому? Он говорил о том, что общество уж больно быстро развивается, уж больно "рвануло" вперед, а нам надо избегать суетливости, конъюнктурности. В анализе дореволюционных событий - там легче, проще. А как дальше - с Октябрем, с гражданской войной? Еще сложнее - после 1924 года.

"Мы знаем, кто такой Сталин. А кем мы были? Чем была страна? Масса других труднейших вопросов. И не следует нам быть истиной в последней инстанции".

Трудно уходили мы от одной исторической лжи, а уже накатывалась другая. Существовал ли за ней какой-то дирижер? Демократическая пропаганда, во всяком случае, действовала расчетливо. Я уже писал, что из почти вековой истории большевизма вырывался сталинский период с его репрессиями и террором и накладывался на все предыдущее и последующее. Целенаправленный поиск всего отрицательного шел с нарастающей силой. Картина получалась одноцветная - мрачная и зловещая...

Наш коллега из ИМЛ В.В. Журавлев призывал не ждать и не тянуть с книгой, потому что "враг не дремлет". Его поддержал О.А. Ржешевский из Института всеобщей истории. Многие из выступавших требовали открытия для нас всех архивов, в том числе доступа к так называемым "особым папкам" Политбюро. В этих требованиях просвечивало и чисто прагматическое начало - опасение, что все скоро может измениться и надо использовать удачу, воспользоваться моментом для сбора редкого материала. В.Т. Логинов высказал мысль, что неправильно говорить о партии как о каком-то монолите, постоянном и неизменном. Идеология идеологией, теория теорией, а жизнь меняла коммунистов не меньше, чем они меняли ее. П.В. Волобуев соглашался с этим.

"Из гражданской войны, - сказал он, - вышла не та партия, которая была в 1917 году - начале 1918 года. Но ведь это не так трудно было предвидеть. И многие это предвидели и предупреждали".

Другая очень важная проблема состоит в том,

"почему не прошел реформаторский путь после гражданской войны, почему страну вновь бросили в пучину революции, на сей раз сталинской?"

Говоря о содержании книги, ее концепции, Яковлев сказал:

"Нам не надо ставить перед собой задачу способствовать стабилизации обстановки. Не следует “таранить” даже Нину Андрееву и “андреевщину”, иначе опять восторжествует идеологическое единомыслие. Мы следуем дорогой научности, а не политической борьбы и конъюнктуры".

Но все это были общие слова. Всем было ясно: время ставит один центральный вопрос, на который, если мы хотим остаться на почве научности и объективности, необходимо дать ответ: показала история правоту большевизма или нет? У Яковлева тогда ответа либо не было, либо он по каким-то причинам не хотел давать его. Это позднее в своем "Омуте памяти" он даст ответ в форме вопроса:

"Меня... интересуют две основные проблемы. Первая - почему Россия впала в безумие, именуемое большевизмом?"

Тогда таких слов не прозвучало... #интересно
источник
СССР
myussr
Традиционная календарная картинка (#видео) с миниатюрами:
📷 🎨 🔬🔻
28 Октября. "Пролетарский завтрак" 🍳 #миниатюра

Думаю, что промелькнула мысль, что за фигню я Вам показываю?

Может это завтрак бомжа начала 20 века?! А что... Газетка, цигарка, яишиника  и мерзкая муха рядом с половиной стакана водки... На самом деле, это работа Фаберже "Пролетарский завтрак" создана в мастерской Карла Фаберже в 1905 году.

Стакан с водкой - из хрусталя,  кирпич - из яшмы,  желток - из янтаря, рыба серебрянная, окурок - из серебра и кварца. Белок яйца покрыт эмалью.
Из серебра - муха и обрывок газеты.
Кстати - это "Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства" от 18 октября 1905 года с текстом манифеста "Об усовершенствовании государственного порядка", подписанного императором Николаем II. Оценочная стоимость - 1,1 млн. долларов! Именно за эту цену Музей Фаберже в немецком Баден-Бадене приобрел это великолепие. Вот такой натюрморт.
🤷‍♂
Традиционная календарная картинка с миниатюрами:
📷 🎨 🔬🔻
8 Ноября. "Пассажиры ждут своего поезда..." 🚞 #миниатюра
источник