myussr
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 7. "Сто лет будете гадать..."
В начале апреля 1989 года нас опять собрали на Старой площади. Яковлева на сей раз не было. От его имени говорил В.П. Наумов:
"Александр Николаевич просит форсировать работу. Из обкомов идут письма об ускорении издания нашей книги".
Наумов интересовался, что необходимо, чтобы помочь делу. Может быть, следует все же всем выехать на "дачу", чтобы там "сконцентрироваться"? Мы что-то мямлили в ответ. Энтузиазма не было.
Следующая встреча "команды", если не ошибаюсь, состоялась только в начале октября 1989 года. На сей раз присутствовал Яковлев.
Совершенно неясен был концептуальный стержень книги. И как ни вслушивались мы в слова Яковлева, оставалось непонятно: а ясен ли он ему самому? Он говорил о том, что общество уж больно быстро развивается, уж больно "рвануло" вперед, а нам надо избегать суетливости, конъюнктурности. В анализе дореволюционных событий - там легче, проще. А как дальше - с Октябрем, с гражданской войной? Еще сложнее - после 1924 года.
"Мы знаем, кто такой Сталин. А кем мы были? Чем была страна? Масса других труднейших вопросов. И не следует нам быть истиной в последней инстанции".
Трудно уходили мы от одной исторической лжи, а уже накатывалась другая. Существовал ли за ней какой-то дирижер? Демократическая пропаганда, во всяком случае, действовала расчетливо. Я уже писал, что из почти вековой истории большевизма вырывался сталинский период с его репрессиями и террором и накладывался на все предыдущее и последующее. Целенаправленный поиск всего отрицательного шел с нарастающей силой. Картина получалась одноцветная - мрачная и зловещая...
Наш коллега из ИМЛ В.В. Журавлев призывал не ждать и не тянуть с книгой, потому что "враг не дремлет". Его поддержал О.А. Ржешевский из Института всеобщей истории. Многие из выступавших требовали открытия для нас всех архивов, в том числе доступа к так называемым "особым папкам" Политбюро. В этих требованиях просвечивало и чисто прагматическое начало - опасение, что все скоро может измениться и надо использовать удачу, воспользоваться моментом для сбора редкого материала. В.Т. Логинов высказал мысль, что неправильно говорить о партии как о каком-то монолите, постоянном и неизменном. Идеология идеологией, теория теорией, а жизнь меняла коммунистов не меньше, чем они меняли ее. П.В. Волобуев соглашался с этим.
"Из гражданской войны, - сказал он, - вышла не та партия, которая была в 1917 году - начале 1918 года. Но ведь это не так трудно было предвидеть. И многие это предвидели и предупреждали".
Другая очень важная проблема состоит в том,
"почему не прошел реформаторский путь после гражданской войны, почему страну вновь бросили в пучину революции, на сей раз сталинской?"
Говоря о содержании книги, ее концепции, Яковлев сказал:
"Нам не надо ставить перед собой задачу способствовать стабилизации обстановки. Не следует “таранить” даже Нину Андрееву и “андреевщину”, иначе опять восторжествует идеологическое единомыслие. Мы следуем дорогой научности, а не политической борьбы и конъюнктуры".
Но все это были общие слова. Всем было ясно: время ставит один центральный вопрос, на который, если мы хотим остаться на почве научности и объективности, необходимо дать ответ: показала история правоту большевизма или нет? У Яковлева тогда ответа либо не было, либо он по каким-то причинам не хотел давать его. Это позднее в своем "Омуте памяти" он даст ответ в форме вопроса:
"Меня... интересуют две основные проблемы. Первая - почему Россия впала в безумие, именуемое большевизмом?"
Тогда таких слов не прозвучало... #интересно
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 7. "Сто лет будете гадать..."
После заседания все вместе спустились на первый этаж дачи, в столовую. Был дан обед. Шла непринужденная беседа. Кажется, Плимак стал говорить о падении авторитета Горбачева. Кто-то спросил:
"Александр Николаевич, а как вообще могло случиться, что такой человек, как Горбачев, прошел через партийное кадровое сито и дошел до вершины?"
Хитровато улыбнувшись, Яковлев ответил:
"Сто лет будете гадать, не отгадаете!"
Эта фраза удивила многих из нас и заставила призадуматься. Придя в 1985 году к власти, М. Горбачев заявил, что решение имевшихся проблем он видит в возвращении к "позднему Ленину", Ленину эпохи НЭПа. Однако вопреки Ленину, категорически отрицавшему "середину" в политической борьбе и считавшему, что альтернативой советской власти может быть только правительство правых сил ("вплоть до монархии"), Горбачев пошел "иным путем". На первое место в "перестройке" были выдвинуты политические лозунги - маловразумительное "новое мышление", "гласность" и совершенно невнятные "общечеловеческие ценности".
Из этих составляющих только "гласность" в принципе не противоречила партийной идеологии, но то, как она была введена и осуществлена, обернулось подрывом советского режима. В условиях напряженной борьбы двух общественных систем - капитализма и социализма - внутрь Советского Союза хлынул ничем не сдерживаемый антисоветский и антикоммунистический пропагандистский поток.
Что же касается "нового мышления" и "общечеловеческих ценностей", то это явилось ничем иным, как фактическим отказом от марксизма-ленинизма - идеологической основы советской системы. Причем с более чем наивной верой в то, что и противники СССР в холодной войне в ответ столь же добровольно откажутся от своей идеологии - идеологии антикоммунизма и антисоветизма. Конечно, этого не произошло, потому что никогда не могло произойти. Маниловское "новое мышление" Горбачева столкнулось с так называемой "реальной политикой", суровыми принципами которой являются прагматический интерес, расчет и выгода. В этих условиях самое лучшее, что мог бы сделать Горбачев, - это немедленно перестроиться самому, проявить осмотрительность, осторожность в определении темпа и методов осуществления перемен. Он не сделал этого, что тем более странно на фоне многих предупреждений, в том числе и со стороны лидеров зарубежных левых, социал-демократических сил. Эти предупреждения сводились к тому, что горбачевская перестройка может нанести удар не только по советской системе, но и по всему мировому левому движению. В итоге - выиграют правые, консервативные силы. Но, как любил выражаться Горбачев, "процесс пошел". На политическую арену выступили крайне правые силы (Ельцин), поощряемые и прямо поддержанные из-за рубежа. В Москве одно время шутили, что страной управляет "вашингтонский обком". Так или иначе КПСС канула в небытие. Советская система перестала существовать. Вместе с этим распался Советский Союз - преемник многовекового российского государства, что означало небывалую в его истории катастрофу.
Неизбежно возникает вопрос о "движущих силах" действий Горбачева. Существуют разные версии. Одна из них сводится к личностным, психологическим факторам Горбачева, по отзывам хорошо знающих его - человека нарциссического характера. Согласно этой версии, он был движим стремлением запечатлеть свое имя на скрижалях истории, наряду с современными "сильными мира сего". Немалая роль тут отводится супруге, Раисе Максимовне, якобы видевшей себя в качестве "первой леди". При всей, возможно, верности оценок Горбачева, эта версия вызывает сомнение. Горбачев был прежде всего политик до мозга костей (как сказал один из американских сенаторов, "он - один из нас, он - политическое животное"). По определению же человека, хорошо знавшего Горбачева, он - "наркоман от политики", а это значит, что политический расчет должен был занимать у Горбачева первое место. #интересно