Одним из символов Перестройки стало кооперативное движение. Кооператоры, первые бизнесмены последнего советского десятилетия, зарабатывали первые тысячи и миллионы рублей в сфере услуг: на общепите и продаже одежды.
Кооператоров становилось все больше, и им нужна была информация — о коллегах, новом законодательстве, адресах нужных контор. Воспользоваться ситуацией решили корреспондент журнала «Огонек» Владимир Яковлев и диссидент Глеб Павловский, который впоследствии станет одним из ведущих российских политтехнологов.
Созданный Яковлевым и Павловским информационный кооператив «Факт» продавал документы на приватизацию (за 45 рублей при минимальной зарплате в СССР 60 рублей), осуществлял юридическую помощь и параллельно собирал информацию о самих кооперативах. Яковлев, которого часто спрашивали, где журналисты взяли данные, отвечал — «Факт», как любой хороший журналистский проект, притягивает к себе информацию.
Яковлев и Павловский быстро поняли, что выдачи справок недостаточно, и еще в начале 1987 решили делать СМИ. Отец Яковлева возглавлял популярную в перестроечные годы газету «Московские новости» — именно через него, по словам Павловского, Яковлев вышел на председателя Союза кооперативов Владимира Тихонова. Так при Союзе появились информагентство и газета.
Информационное агентство «Постфактум», которым руководил Павловский, ежедневно выдавало сводки новостей экономики и политики и делало рассылку по кооперативам. Впервые про агентство заговорили, когда корреспондент «Постфактума» Владимир Глотов получил аккредитацию на первый Съезд народных депутатов в мае 1989. Информацию по СМИ и фирмам «Постфактум» рассылал через телетайп (что-то вроде телеграфа с печатной машинкой и принтером), тогда это было новаторским решением. В 1991, во время путча, «Постфактум» одним из первых стал использовать интернет для передачи новостей.
Агентство было источником сенсационных новостей: оно первым сообщило про экономическую программу Григория Явлинского по спасению советской экономики «500 дней», про попытку Горбачева продать Курилы Японии, про заблокированного в Крыму во время путча Горбачева. Агентство просуществовало до 1994 и в итоге проиграло появившемуся в те же годы «Интерфаксу».
Организованная при Союзе кооперативов газета называлась «Коммерсантъ». Яковлев намеренно выбрал дореволюционное название с твердым знаком на конце, чтобы показать преемственность не советской, а досоветской или несоветской газетной традиции. Вместо длинных эссе и фельетонов в «Коммерсанте» публиковали сухие новости и сводки, авторы не выражали собственного мнения, зато приводили точки зрения двух сторон конфликта. Творческим исключением были каламбурные заголовки («Моссовет приказал мясу дешеветь, мясо не хочет», «Кошмар. На улице Вязов»). Идея такого издания в СССР была новаторской. Считается, что именно с «Коммерсанта» началась история постсоветских, российских СМИ — именно потому что у него был совсем иной, по сравнению с советскими изданиями, язык. Пилотный номер издания вышел в декабре 1989 года, с 1990 года газета стала выходить каждую неделю, а с 1992 года появилось и ежедневное издание.
Как узнать большеИстория газеты и информагентства от Владимира Яковлева История информагентства и газеты от Глеба Павловского