Примерно так мог выглядеть Невский проспект во второй половине XVIII века. Все-таки картина была написана не с натуры, а полтора века спустя, в 1908 году. Ее автор – позабытый ныне художник Алексей Федотович Максимов, питавший страсть к историческим сюжетам.
Перед нами – перекресток Невского проспекта и Фонтанки. Слева ярким терракотовым пятном выделяется Аничков дворец. Так он выглядел до перестроек конца XVIII – начала XIX века, когда из фееричного здания в стиле барокко превратился в классицистическую постройку.
В центре – Аничков мост с четырьмя башнями, возведенный в 1780-е годы. Как известно, таких типовых переправ через Фонтанку было построено семь, до наших дней сохранилось два: мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Привычный для нас облик, с фигурами укротителей коней, Аничков мост приобрел в результате переделки 1840-х годов.
Справа за мостом виднеется лимонного цвета башня, увенчанная зеленым двухъярусным куполом. Это лютеранская церковь Святого Петра, построенная в краткий период правления императора Петра II. В 1830-е годы архитектор Александр Брюллов построил на этом месте привычный для нас храм, украшенный двумя башнями (Невский пр., между домами № 22 и 24).
На переднем плане весьма колоритный персонаж – рабочий-мостовщик в светлой холщовой рубахе и широкополой шляпе, защищающей его от палящего солнца. Перед ним весь необходимый инвентарь – бревно для утрамбовки, носилки, тачка, лопата. Сейчас он переведет дух и продолжит заниматься важным и нужным делом – мощением булыжника. А пока что золоченые кареты с кучерами в расшитых кафтанах пусть направляются в объезд...
Зато пешеходам раздолье! Они вальяжно шествуют по ровному тротуару, выложенному каменными плитами. Иоганн Готлиб Георги – медик, химик, натуралист, этнограф – в своем «Описании российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга», увидевшем свет в конце правления Екатерины II, отмечал, что тротуары на главных улицах «устланы тесаным диким камнем или плитами... На Невской перспективе ходы из тесаного дикого камня ни каретами, ни лошадьми повреждаемы быть не могут; при всем том однако же в середине кругло протоптаны от бесчисленного множества пешеходцев».
По материалам рубрики «Наследие» газеты СПб Ведомости автора Александра Чепеляё. Подпишитесь на
@dwellercity